Охраны труда. К законодательным актам рф, устанавливающим основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, относятся Раздел III посвящен трудовым договорам

Конституция РФ

Конституция Российской Федерации об охране труда. Она определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2.).

В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются: продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5.).

В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).

В статье 41.1 декларируется право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.41.3.).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ней и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Трудовой кодекс РФ

Он введен в действие 1 февраля 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I “Общие положения” кодекса изложены цели трудового законодательства – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношений, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

В разделе II “Социальное партнерство в сфере труда” приведены общие понятия социального партнерства, его принципы, формы и органы. Отражены порядок ведения коллективных переговоров между работниками и работодателями, принципы урегулирования возможных разногласий. Определены порядок разработки и регистрации коллективного договора, его содержание, сроки действия, указаны органы осуществляющие контроль за выполнением коллективного договора. Закреплено право работников на участие в управлении организацией и указаны его основные формы. Предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах или не предоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения.



В разделе III “Трудовой договор” кодекса дано понятие трудового договора, указаны его стороны, содержание и сроки, на которые он может быть заключен. Установлен порядок заключения трудового договора, его изменения или прекращения. Гарантирована защита персональных данных работника, предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих их обработку и защиту.

Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы.

В разделе V “Время отдыха” перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления.

В разделе VI кодекса, посвященном оплате и нормированию труда, установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, минимальная заработная плата и предусмотрены условия повышения уровня ее реального содержания. Указаны порядок, место и сроки ее выплаты, а также особенности оплаты труда на различных этапах трудовой деятельности и в зависимости от вида, времени, условий выполнения работ, квалификации исполнителя. Изложены основные принципы нормирования труда.

В разделе VII определены различные случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе направленным в служебные командировки, исполняющим государственные или общественные обязанности, совмещающим работу с обучением, при расторжении трудового договора и др.

В разделе VIII “Трудовой распорядок. Дисциплина труда” указано, что правила внутреннего трудового распорядка в организации являются локальным нормативным актом, который должен соответствовать Трудовому кодексу РФ. Приведены виды поощрений и взысканий, разъяснен порядок их применения.

Раздел IX “Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников” определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Раздел X “Охрана труда” содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.

В статье 217 раздела X, каждой организации численностью более 100 работников предписано создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. При численности работников 100 и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда должен принимать работодатель, который также может заключать договор с соответствующими специалистами или организациями.

Статья 220 гарантирует право работника на труд при соблюдении требований безопасности и гигиены. Статья 221 обязывает работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты при работе во вредных и (или) опасных условиях, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Статья 222 предписывает работникам, выполняющим работы во вредных условиях, бесплатно выдавать по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в особо вредных условиях – профилактическое питание. Статья 223 обязывает работодателя в соответствии с требованиями охраны труда оборудовать санитарно-бытовые помещения (для приема пищи, оказания медицинской помощи, отдыха в рабочее время и др.), а статья 224 – переводить работников на более легкую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Статья 225 предписывает всем работникам организации, в том числе ее руководителю, проходить обучение и проверку знаний по охране труда. В статье 226 определены источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статьи 227-231 посвящены особенностям расследования и учета несчастных случаев на производстве.

В разделе XI отражены обязанности сторон трудового договора по возмещению ущерба, причиненного одной из сторон другой.

Раздел XII кодекса посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. В частности, женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет, руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, работников транспорта, педагогических работников и др.

В разделе XIII кодекса указано, что защиту трудовых прав и законных интересов работников должны выполнять органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, профессиональные союзы. Возможна также самозащита. Перечислены органы государственного надзора и контроля, основные права и обязанности государственных инспекторов труда, разъяснены особенности самозащиты трудовых прав работников и защиты этих прав профессиональными союзами, а также определена ответственность лиц, нарушающих трудовое законодательство.

В разделе XIV указаны срок введения в действие Трудового кодекса, порядок и срок введения размера минимальной заработной платы, перечень утративших силу законодательных актов, а также особенности применения законов и иных нормативных правовых актов.

Законодательные документы, определяющие правовые основы

Конституция Российской Федерации

Конституция РФ является основополагающим документом по многим позициям развития и существования нашего государства, его институтов и т.д. Отдельные статьи Конституции РФ касаются и охраны труда, в частности в ст.37, п.3 записано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...»; в п.5 - «каждый имеет право на отдых». Ст. 39 Конституции «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

В ст. 41, п.1 указывается, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а в п. 3 записано, что «сокрытие должностными лицами факторов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

В ст. 42 записано, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу законодательным правонарушением».

Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

В этом законе, принятом Государственной Думой 17.07.99 г., содержится 29 статей, которые посвящены различным аспектам охраны труда. В частности, в ст. 1 дается определение охраны труда как системы; в ст. 4 сформулированы основные принципы государственной политики в области охраны труда, где главным является признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия, устанавливается управление деятельностью в области охраны труда и других направлениях; в ст. 8 обосновывается право работника на охрану труда, а в ст. 9 указываются гарантии права работника на охрану труда; ст. 11 устанавливаются «органы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях"; важной статьей Закона является ст. 14, где излагаются «обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии», а в ст. 15 - «обязанности работника по обеспечению охраны труда»; ст. 20 устанавливает государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

ст. 21 устанавливает государственную экспертизу условий труда; ст. 22 - общественный контроль за охраной труда;

ст. 24 - «ответственность работодателей и должностных лиц

за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда».

Трудовой кодекс Российской Федерации

Важным законодательным документом является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – трудовой кодекс), который регулирует трудовые отношения работников в процессе труда. Охране труда в Трудовом кодексе посвящен раздел 10 (гл. 33-36), особенностям регулирования труда женщин – раздел 12 (гл. 40, 41) и охране труда молодёжи – глава 42. Все статьи этих глав проникнуты заботой о здоровых и безопасных условиях труда, предусматривают льготы в области охраны труда для женщин и молодёжи.



В разделе 10 охране труда посвящены ст. 209 – 231, в которых рассмотрены основные аспекты охраны и безопасности труда, как со стороны администрации, так и работника. Так, в ст. 212 указывается, что «Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя». В данной статье приводится подробный перечень обязанностей работодателя, направленных на обеспечение безопасных условий и охрану труда работающих. Аналогичный перечень (за исключением двух последних подпунктов, введенных комментируемой статьей) приводится в ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

УДК 342.734

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аббасова Елена Валерьевна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

Васильев Валерий Александрович,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский филиал, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируется российское законодательство, регламентирующее охрану труда, рассматриваются основные составляющие, положительно влияющие на развитие этой сферы, прослеживается соотношение такой регламентации с зарубежным законодательством.

Обосновывается необходимость изменения некоторых конструкций Конституции Российской Федерации, трудового законодательства.

Ключевые понятия: основной ресурс экономики, качество социальной среды, здоровье нации, средства защиты, участие работников в управлении.

Конституция Российской Федерации содержит блок статей, предусматривающих охрану труда и здоровья людей (часть 2 статьи 7), право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39). До 1993 г. защита прав работников на безопасные условия труда в основном являлась прерогативой профсоюзов, отраслевых органов государственного управления. После принятия 12 декабря 1993 г. нового Основного Закона гарантом реализации и защиты прав и законных интересов трудящихся стало государство в лице Правительства Российской Федерации.

Охрана труда сегодня приобретает особую значимость. В современном мире сформирован новый взгляд на рабочую силу как на основной ресурс экономики. Прослеживается зависимость производственных результатов от характера использования рабочей силы, профессионализма каждого работника. Как отмечал Е. Примаков, человеческий капитал выходит на первый план . Сегодня становится очевидным, что производственный травматизм, заболевания работников, включая профессиональные заболевания, не совместимы с успешным бизнесом. Закономерно, что в утверждённой распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. № 1662-Р Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к числу приоритетов социальной и экономической политики отнесены рост производительности труда, улучшение качества социальной среды и здоровья нации, развитие экологически чистых производств. Поставлена задача восстановления Россией статуса мирового экономического государства.

Трудно быть уверенным, что эта Концепция будет осуществлена в полном объёме без решения в краткосрочный период не предусмотренных названным документом социально значимых вопросов, имеющих непосредственное отношение к охране здоровья, предупреждению травматизма.

В настоящее время получила широкое распространение практика использования труда работников за пределами установленного законодательством рабочего времени. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в стране 8 млн работников трудятся по 12 часов в день . Кто-то добровольно, а кто-то делает это вынужденно. Выборочные сведения свидетельствуют о распространении этой практики. Представители ряда профессий, не только рабочих, но и служащих, традиционно работают с повышенной нагрузкой. Парадокс, например, в регулировании труда учителей, врачей заключается в том, что для них де-юро установлен сокращённый рабочий день. А де-факто их заработная плата, несмотря на некоторые позитивные изменения, в основном определяется дополнительной учебной нагрузкой. Создаётся иллюзия сглаживания остроты проблемы дополнительной оплатой труда. Происходит процесс привыкания, вхождения в новый, требующий значительно больших усилий по сравнению с нормальным рабочим временем режим работы. Формально такой труд не назовёшь принудительным, хотя по сути он является таковым. По сведениям Министерства здравоохранения и социального развития РФ, опубликованным перед его реорганизацией, в медицине, где должно быть более трёх миллионов работающих, дефицит кадров составляет около одного миллиона человек. Не хватает 152,8 тысячи врачей и 800 тысяч специалистов среднего звена*. Проблема заключается и в том, что при такой ситуации нарушается и конституционное право граждан, обращающихся, например, за медицинской помощью (ст. 41 Конституции РФ). Вызывает сомнение, что полноценная медицинская помощь им может быть оказана специалистом, уставшим от постоянных дополнительных нагрузок. Решение проблемы видится в повышении престижности труда специалистов названных профессий.

Нет оснований полагать, что увеличение рабочей нагрузки без модернизации производства существенно повысило производительность труда. По этому показателю мы в 3-4 раза отстаём от европейских

стран. Усталый работник по окончании смены не в состоянии выполнять дополнительную нагрузку с прежней интенсивностью. Длительные смены повышают риск травмирования работающих на 37% по сравнению со сменами нормальной 8-часовой длительности, риск аварийности и травматизма возрастает с ростом количества часов, отработанных за день или неделю**. Состояние отработавшего 12 часов работника сравнимо с состоянием человека, находящегося в алкогольном опьянении. Общие признаки: заторможенность в поведении, замедленная реакция на возможные риски и др. Мы в числе лидеров по заболеваемости. Медленно сокращается число инвалидов, которых сегодня 13 млн.

Характерно, что из 3,39 млн инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают 816,2 тыс. человек. Численность неработающих инвалидов составляет 2,6 млн человек, или 79,7% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте . В тридцатые годы прошлого века в их трудоустройстве преобладало администрирование. В соответствии с декретом СНК РСФСР от 24 октября 1921 года «О порядке учёта и распределения неполного труда инвалидов» на местах принимали меры по обеспечению инвалидов доступной им работой. Инвалиды, которые без уважительных причин оставляли работу, утрачивали право на социальное обеспечение. Сегодня нуждается в усилении индивидуальный подход в деятельности служб занятости, организаций по трудоустройству лиц названной категории.

Определённой сложностью отличается обеспечение реализации предусмотренного права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности в отношении женщин. В соответствии со ст. 254 ТК РФ беременным женщинам согласно медицинским заключениям и по их заявлениям снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов. Способствовало бы более полной реализации ст. 37 Конституции РФ включение в ст. 254 ТК РФ определения неблагоприятного производственного фактора. Нельзя согласиться

с тем, что до получения медицинского заключения вопрос о том, воздействует ли на беременную работницу или работницу, имеющую ребёнка в возрасте до полутора лет, неблагоприятный фактор, решает работодатель. Эти сведения должны найти также отражение в карте аттестации рабочих мест, утверждённой приказом Минз-дравсоцразвития РФ № 342 от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». В ином случае затруднительно будет исключение такого фактора при переводе работницы в соответствии с медицинским заключением на другую работу. Предлагается включить в ст. 254 ТК РФ следующую дефиницию: «Неблагоприятный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на беременную работницу или работницу, имеющую ребёнка до полутора лет, может привести к их заболеванию либо ухудшению состояния здоровья».

В соответствии с ТК РФ не допускается за некоторыми исключениями увольнение по инициативе работодателя одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет (ребёнка-инвалида до 18 лет), иных лиц, воспитывающих указанных детей без матери и некоторых других (ч. 4 ст. 261). В то же время ст. 70 ТК РФ предусматривает возможность установления для названной категории работников испытательного срока при приёме на работу. Эта мера лишена практического смысла, поскольку увольнение таких работниц по инициативе работодателя не представляется возможным независимо от результатов испытания. Изменение ст. 70 ТК РФ способствовало бы устранению названного противоречия, а также защите трудовых прав названных работников, освобождению их от излишних психологических нагрузок. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регламентирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» определено, что если работникам, перечисленным в ст. 70 ТК РФ, было установлено испытание, то расторжение трудового договора по результатам испытания не допускается. Это

правило должно быть распространено и на тех работников, которые перечислены в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, увольнение которых не допускается.

Проводимые в последние годы мероприятия по упреждающему реагированию на возможные риски в процессе труда, принятие превентивных и других мер по сбережению работников способствовали реализации прав и свобод в сфере охраны труда, гарантированных ст. 37 Конституции РФ. По данным Росстата за последние 6 лет уровень производственного травматизма в целом по России снизился в полтора раза (в том числе в 1,4 раза заканчивающегося летальным исходом). Тем не менее, он остаётся ещё крайне высоким, особенно по сравнению с аналогичными показателями развитых стран. Так, уровень смертности от производственных травм за тот же период в Японии снизился в 2,5 раза, в Германии - в 4 раза, во Франции этот показатель ниже в 5,5 раза*.

Практика свидетельствует о необходимости определения смыслового значения самого понятия охраны труда, его содержания, правовых аспектов, круга охватываемых мероприятий. Трудно согласиться с тем, что в определении условий труда, содержащемся в ст. 209 ТК РФ, речь идёт лишь о факторах производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, умалчивается о влиянии внешних факторов. В статье 209-й, несмотря на многоплановость мероприятий, связанных с охраной труда, не учитываются природ-ноклиматические условия той местности, где осуществляется трудовая деятельность. Возможность их воздействия на здоровье работников в ряде случаев компенсируется предоставлением дополнительных оплачиваемых отпусков, например, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, или в высокогорных районах. Вместе с тем, когда складываются чрезвычайные ситуации из-за беспрецедентно высокой температуры, например, из-за горящих торфяников, лесных пожаров, наводнений, предприятия в силу разного рода причин не всегда оказываются готовыми к их разрешению. Необходимость законодательного закрепления мер

*htpp: //www.znakcomplekt.ru/example/serrgei-velmyaikin.

по урегулированию ситуаций, о которых идёт речь, очевидна. Лесной фонд России составляет 69% её суши, наша страна занимает первое место в мире по размерам площади торфяников. Для ряда регионов проблемы соблюдения требований охраны труда в условиях возгорания лесных и торфяных массивов носят масштабный характер, требуют объединения усилий предприятий, государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. По данным Госкомстата, в 2014 году число лесных пожаров по сравнению с минувшим годом возросло в десятки раз. Сгорают миллионы кубометров леса. Загрязняется воздушная атмосфера, исключаются из естественной природной среды животные и растения, занесённые в Красную книгу.

В ст. 211 ТК РФ следует включить требования охраны труда, связанные с созданием условий для работы и отдыха в чрезвычайных ситуациях. Речь об использовании дистанционного труда, направлении работников во внеочередные отпуска, изменении сменности работы и др. По этому пути идут работодатели в ряде регионов, которые предпринимают самостоятельные меры по облегчению работы в названных ситуациях. Многие бесплатно обеспечивают сотрудников средствами защиты органов дыхания, бесплатным питанием (мороженое, кислородные коктейли, напитки и проч.), вводят дистанционные режимы работы и дополнительные возможности для отдыха (внеочередные отпуска, льготные и есплатные путёвки в санатории и др.). Законодательство стран Евросоюза обязывает работодателей обеспечивать здоровую и безопасную среду. В Германии они должны обеспечивать на рабочих местах температуру на 6°С ниже уличной, она должна не превышать 26°С*. Реализации положений, содержащихся в ст. 37 Конституции РФ, способствовало бы закрепление в ст. 211 ТК РФ, других законодательных актах изменений с учётом передового отечественного и зарубежного опыта по обеспечению нормальных условий работы, сохранению здоровья работников в экстремальных ситуациях.

При решении вопросов, связанных с охраной труда, управлением трудом не-

дооценивается обоюдная выгода от участия работников наряду с представителями менеджмента в органах управления организациями. Президентом РФ 7 мая 2012 г. был подписан Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В целях расширения участия работников в управлении организациями было поручено правительству до 1 декабря 2012 г. подготовить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих создание в организациях производственных советов, определение их полномочий, подготовку комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления.

Сегодня статья 22 ТК РФ предоставляет работодателям право создавать производственные советы как совещательные органы, образуемые на добровольной основе из числа своих работников, как правило, имеющих значительные достижения в труде. Задачей этих общественных формирований является подготовка предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий и др. Спектр задач достаточно обширен, их нельзя не отнести к числу актуальных. И всё-таки анализ статьи вызывает немало вопросов. Вот один из них - чьи интересы будут представлять производственные советы? Если в совет входят работники, да ещё, как правило, имеющие значительные достижения в труде, то они, казалось бы, и должны представлять интересы коллективов, где трудятся. Из ст. 22 ТК РФ это не усматривается. В соответствии с ней полномочия, состав, порядок деятельности советов и их взаимодействие с работодателями определяется локальными нормативными актами. Т.е. работодателями, принимающими такие акты, что вытекает из ст. 8 ТК РФ. Изменения внесены в первую часть ст. 22 ТК РФ, в которой речь идёт о правах работодателя. Он может воспользоваться своим правом и создать производственный совет, а может и не делать этого либо упразднить ранее созданный. Более значительными возможностями новый общественный орган обладал бы, если бы изменения были внесены в главу 8 ТК

*Руководящие указания о рабочих местах (ст. 3.3.). Arbeitstemichtinie/ А8Б-613/ [Электронный ресурс]: Ь^ррУшшш.Ы^е^еИисгагЬе^пеЬптег

РФ «Участие работников в управлении организацией». Тогда производственные советы представляли бы интересы работников. Их полномочия были бы определены Кодексом.

Проблема представительства интересов работников, в том числе в области охраны труда, является более масштабной, выходит за рамки обсуждаемых вопросов. В Конституции РФ не закреплено право работников на участие в управлении организациями. Это можно объяснить тем, что когда государство было единственным собственником, то предполагалось, что участвуя в управлении делами государства, граждане и их представители участвуют и в управлении народным хозяйством, в том числе предприятиями и организациями. В условиях рыночной экономики в Конституции РФ должно быть предусмотрено право работников на участие в управлении организациями, где они работают.

1. Гонтмахер, Е. Нынешний Трудовой кодекс оторван от жизни [Электронный ресурс] / Е. Гонтмахер. URL: http://www.kp.ru/artikle 124589475 (дата обращения: 29.06.2014).

2. Примаков, Е. Человеческий капитал выходит на первый план [Электронный ресурс] / Е. Примаков URL: http://www.rg.ru/2013/01/15/primakov. html (дата обращения: 29.06.2014).

3. Яворчук, Н. Правовое регулирование занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации [Текст] / Н. Яворчук, И. Молева // Кадровик. 2013. № 12. С. 22-29.

1. Gontmaher E. Nyneshniy Trudovoy kodeks otorvan ot zhizny , available at: htpp:// www.kp.ru/artikle 124589475 (accessed 29 June 2014) (in Russian).

2. Primakov E. Chelovecheskiy capital vyhodit na perviy plan , available at: http://www.rg.ru/2013/01/15/primakov. html (accessed 29 June 2014) (in Russian).

3. lavorchuk N., Moleva I. Kadrovik, 2013, no. 12, pp. 22-29 (in Russian).

CONSTITUTIONAL BASES OF LABOR PROTECTION IN RUSSIAN FEDERATION

Abbasova Elena Valeryevna,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Associate Professor of the Chair of Civil and Law Disciplines, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Vasilyev Valery Aleksandrovich,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk Branch, Associate Professor of the Chair of Civil and Legal Disciplines, Candidate of Juridical Sciences, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

The article presents the analysis of Russian legislative system, regulating labor protection. The authors study main components of the system, which have positive effect for its development, and trace correlation of the labor protection regulation with foreign legislative system. It is justified necessity to change some constructions of Russian Constitution and in labor legislation.

Key concepts: major economic recourse, social environment quality, health of a nation protective means,

participation of labors in administration.

В Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие права и свободы, гарантирующие человеку жизнь и здоровье в процессе трудовой деятельности.

Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При-нудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гаран-тируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреж-дениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42 . Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи-ненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Кодекс законов о труде Российской Федерации об охране труда

2.1. Общие положения

В главе Х «Охрана труда» КЗоТ РФ изложены основные предупре-дительные акты (ст. 139–142) и требования по обеспечению охраны труда на предприятиях, учреждениях, организациях (ст. 143–159).

Статья 139. На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопас-ности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать сани-тарно–гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессио-альных заболеваний работников.

Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют выполнение этих планов.

Статья 140. Производственные здания, сооружения, оборудование, тех-нологические процессы должны отвечать требованиям, обеспечивающим здо-ровые и безопасные условия труда.

Эти требования включают рациональное использование территории и про-изводственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и органи-зацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно–бытовых помещений.

При проектировании, строительстве и эксплуатации производственных зда-ний и сооружений должны соблюдаться санитарные правила и нормы по охране труда.

Проекты машин, станков и другого производственного оборудования должны соответствовать требованиям по технике безопасности и производственной санитарии.

Статья 141 . Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производ-ственного назначения не допускается без разрешения органов, осущест-вляющих государственный санитарно–эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов и соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации, вводящих объект в эксплуатацию.

Статья 142 . Ни один образец новой машины, механизма и другого произ-водственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда.

Статья 143 . Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотрас-левым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законо-дательством.

При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производ-стве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, админист-рация предприятия, учреждения, организации по согласованию с соответствую-щим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации принимает меры, обеспечивающие безопасные условия труда.

Статья 144 . На администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается проведение инструктажа работников по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда.

Статья 145 . Работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, учреждения, организации сов-местно с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, уч-реждения, организации. Министерствами, государственными комитетами и ве-домствами по согласованию с соответствующими профссоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.

Работники обязаны также соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами инди-видуальной защиты.

Трудовые коллективы контролируют соблюдение всеми работниками правил и инструкций по охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Статья 146 . Постоянный контроль за соблюдением работниками всех тре-бований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприя-тий, учреждений, организаций.

Статья 147 . Администрация предприятий, учреждений, организаций с учас-тием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа пред-приятия, учреждения, организации, а в установленных законодательством случа-ях с участием представителей и других органов, обязана своевременно и пра-вильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Администрация обязана по требованию пострадавшего выдать ему заверен-ную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней после окончания расследования по нему.

При отказе администрации в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия, учреждения, организации, постановление которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для администрации.

На основе материалов расследования и учета несчастных случаев администрация обязана своевременно принимать необходимые меры для устранения причин, вызывающих несчастные случаи.

Статья 148 . Для проведения мероприятий по охране труда выделяются в установленном порядке средства и необходимые материалы. Расходование этих средств и материалов на другие цели запрещается.

Порядок использования указанных средств и материалов определяется в коллективных договорах или в соглашениях по охране труда, заключаемых между администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации.

Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначен-ных на охрану труда.

Статья 149 . На работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Администрация обязана обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфек–цию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Статья 150 . На работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло. На работах, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ, выдаются бесплатно по установленным нормам смывающие и обезвреживающие средства.

Статья 151 . На работах с вредными условиями труда работникам выдаются пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно–профилактическое питание.

Статья 152 . Администрация предприятия, организации обязана бесплатно снабжать работников горячих цехов газированной соленой водой.

Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение гази-рованной соленой водой, устанавливаются органами санитарно–эпидемиоло-гического надзора по согласованию с администрацией.

Статья 153 . Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно–разгрузочных работах, а также другим категориям работников в случаях, предусмотренных законодательством, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Администрация предприятия, организации обязана оборудовать помещения для обогревания и отдыха работников.

Статья 154 . Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические (лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно–профилактических и детских учреждений, а также некоторых других предприятий, учреждений, организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются Государственным комитетом санитарно–эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Статья 155 . Работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой работы, администрация предприятия, учреждения, организации обязана перевести, с их согласия, на такую работу в соответствии с медицинским заключением временно или без ограничения срока.

Статья 156 . При переводе по состоянию здоровья на более легкую ниже-оплачиваемую работу за работниками сохраняется прежний средний заработок в течение двух недель со дня перевода.

Работникам, временно переведенным на другую нижеоплачиваемую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием, выдается за все время перевода, но не более чем за два месяца, пособие по больничному листку в таком размере, чтобы вместе с заработком по новой работе оно не превышало полного фактического заработка по прежней работе. Если другая работа не была предоставлена администрацией в срок, указанный в больничном листке, то за пропущенные вследствие этого дни пособие выплачивается на общих основаниях.

Работникам, временно переведенным на нижеоплачиваемую работу в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, предприя-тие, учреждение, организация, ответственные за повреждение здоровья, выпла-чивают разницу между прежним заработком и заработком по новой работе. Такая разница выплачивается до восстановления трудоспособности или установ-ления стойкой утраты трудоспособности либо инвалидности.

Статья 159 . Предприятия, учреждения, организации несут в соответствии с законодательством материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.

Основные законодательные акты в области охраны труда принятые в РФ (Конституция, Федеральный закон об основах охраны труда в РФ, Трудовой кодекс РФ, постановления правительства РФ и др.)

Конституция Российской Федерации об охране труда. Она определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2).

В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5).

В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).

В статье 41.1 указано о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Данный закон введен в действие 17 июля 1999 г. В нем указаны правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях всех форм собственности.

Рассмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Закон дает право работникам на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, запрещает использование труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц с медицинскими противопоказаниями на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Рассмотрены обязанности работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. Изложен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также указано, что работники не должны финансировать такие мероприятия. Названы органы государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Перечислены права государственных инспекторов труда и соответствующих органов профессиональных союзов или других уполномоченных работниками представительных органов.

Предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, указанных в коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах (контрактах), или препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также общественного контроля.

Трудовой кодекс Российской Федерации. Он введен в действие 1 февраля 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I "Общие положения" кодекса изложены цели трудового законодательства -- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства -- создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношении, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

В разделе II "Социальное партнерство в сфере труда" приведены общие понятия социального партнерства, его принципы, формы и органы. Отражены порядок ведения коллективных переговоров между работниками и работодателями, принципы урегулирования возможных разногласий. Определены порядок разработки и регистрации коллективного договора, его содержание, сроки действия, указаны органы контроля за выполнением коллективного договора. Закреплено право работников на участие в управлении организацией и указаны его основные формы. Предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах или непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения.

В разделе III "Трудовой договор" кодекса дано понятие трудового договора, указаны его стороны, содержание и сроки, на которые он может быть заключен. Установлен порядок заключения трудового договора, его изменения или прекращения. Гарантирована защита персональных данных работника, предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих их обработку и защиту.

Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы.

В разделе V "Время отдыха" перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления.

В разделе VI кодекса, посвященном оплате и нормированию труда, установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, минимальная заработная плата и предусмотрены условия повышения уровня ее реального содержания. Указаны порядок, место и сроки ее выплаты, а также особенности оплаты труда на различных этапах трудовой деятельности и в зависимости от вида, времени, условий выполнения работ, квалификации исполнителя. Изложены основные принципы нормирования труда. В разделе VII определены различные случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе направленным в служебные командировки, исполняющим государственные или общественные обязанности, совмещающим работу с обучением, при расторжении трудового договора и др.

В разделе VIII "Трудовой распорядок. Дисциплина труда" указано, что правила внутреннего трудового распорядка организации являются локальным нормативным актом, который должен соответствовать Трудовому кодексу РФ. Приведены виды поощрений и взысканий, разъяснен порядок их применения.

Раздел IX "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников" определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Раздел X "Охрана труда" содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.

В статье 217 раздела X каждой организации численностью более 100 работников предписано создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. При численности работников 100 и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда должен принимать работодатель, который также может заключать договор с соответствующими специалистами или организациями.

Статья 220 гарантирует право работника на труд при соблюдении требований безопасности и гигиены. Статья 221 обязывает работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты при работе во вредных и (или) опасных условиях, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Статья 222 предписывает работникам, выполняющим работы во вредных условиях, бесплатно выдавать по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в особо вредных условиях -- профилактическое питание. Статья 223 обязывает работодателя в соответствии с требованиями охраны труда оборудовать санитарно-бытовые помещения (для приема пищи, оказания медицинской помощи, отдыха в рабочее время и др.), а статья 224 -- переводить работников на более легкую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Статья 225 предписывает всем работникам организации, в том числе ее руководителю, проходить обучение и проверку знаний по охране труда. В статье 226 определены источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статьи 227...231 посвящены особенностям расследования и учета несчастных случаев на производстве.

В разделе XI отражены обязанности сторон трудового договора по возмещению ущерба, причиненного одной из сторон другой.

Раздел XII кодекса посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. В частности, женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет, руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, работников транспорта, педагогических работников и др.

В разделе XIII кодекса указано, что защиту трудовых прав и законных интересов работников должны выполнять органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, профессиональные союзы. Возможна также самозащита. Перечислены органы государственного надзора и контроля, основные права и обязанности государственных инспекторов труда, разъяснены особенности самозащиты трудовых прав работников и защиты этих прав профессиональными союзами, а также определена ответственность лиц, нарушающих трудовое законодательство.

В разделе XIV указаны срок введения в действие Трудового кодекса, порядок и срок введения размера минимальной заработной платы, перечень утративших силу законодательных актов, а также особенности применения законов и иных нормативных правовых актов.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одно из наиболее эффективных профилактических средств, способствующих снижению уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, -- обязательное использование на производстве государственных стандартов безопасности труда.

Системе стандартов безопасности труда присвоен шифр 12 (рис. 4.1). Она состоит из подсистем (классификационных групп) с шифрами от 0 до 9.

Стандарты системы безопасности можно подразделить на три уровня.

Стандарты первого уровня (подсистема 0) представляют собой основополагающие документы (ГОСТы), охватывающие фундаментальные вопросы системы в целом (задачи, цели и структуру подсистемы, терминологию, внедрение и контроль, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.).

Стандарты второго уровня (подсистема 1) устанавливают нормы и общие требования, обеспечивающие безопасность труда по каждому опасному и вредному производственному фактору, определяют характер его действия на организм человека.

Стандарты третьего уровня (подсистемы 2...5) содержат общие требования безопасности к производственным процессам, технологическому оборудованию, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям.

Стандарты системы безопасности относят к нормативно-техническим документам высшего качества, и они действуют на уровне законов. Они подлежат обязательному пересмотру через каждые пять лет с целью внесения изменений, обусловленных развитием науки и техники. Если отсутствуют коррективы, то срок действия стандарта продлевают.