Как платят налог участники совместной деятельности

Порядок и сроки уплаты налогов как обязательный элемент налога служит определению частоты, формы и сроков уплаты налога. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому конкретному налогу. Однако необходимо учи-тывать и соблюдать те основополагающие принципы и основы осуществления порядка уплаты налогов, которые предусмотрены в ст. 58 НК РФ. Порядок уплаты:

федеральных налогов устанавливается НК РФ;

региональных налогов устанавливается законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

местных налогов устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. При этом в городах Москве и Санкт-Петербурге порядок уплаты местных налогов устанавливается законами указанных субъектов РФ.

Налоги уплачиваются с разной частотой. Уплата налога производится:

разовой уплатой всей суммы налога, определяемой по итогам налогового периода. Как правило, плательщик не вправе платить налог частями. Однако при распределении суммы налогов между бюджетами разных уровней (внебюджетными фондами) плательщик не нарушает общего правила. Такая ситуация возникает в предусмотренных случаях при перечислении суммы налога отдельными платежными поручениями в федеральный, региональный и местный бюджеты;

в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами налогового законодательства. Например, НК РФ может предусматривать уплату налога по частям в случае предоставления плательщику рассрочки или инвестиционного налогового кредита. Уплата налогов несколькими частями предусматривается также иногда по итогам отчетного периода.

Сумма налога уплачивается (перечисляется) плательщиком или налоговым агентом (а также представителями плательщиков) в установленные сроки. Сроки уплаты налогов и сборов определяются НК РФ:

эти сроки устанавливаются применительно к каждому кон-кретному налогу и сбору. Иными словами, общих сроков уплаты налогов и сборов нет;

изменение установленного срока уплаты налога и сбора до-пускается только в порядке, предусмотренном НК РФ (в частности, ст. 63-68).

Как правило, срок уплаты налога привязывается к моменту завершения соответствующего налогового периода или к моменту завершения отчетного периода, в случаях когда налог уплачивается авансом.

Так, согласно ст. 344 НК РФ сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики-работодатели производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

За нарушение срока уплаты налога автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения налогового платежа. Налоговое законодательство рассматривает пеню как форму обеспечения налогового обязательства. Это не санкция (в отличие от штрафа). Пеней признается денежная сумма, которую плательщик или налоговый агент должны выплатить в случае превышения законодательно установленных сроков. Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов в срок и в полном объеме. Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества плательщика. С организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц - по решению суда.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (ст. 72-77 НК РФ), а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства (ст. 114, 116-126 НК РФ). Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке, а с организаций - в бесспорном порядке.

Пени не начисляются на сумму недоимки, которую плательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены его операции в банке или был наложен арест на его имущество.

Сроки уплаты определяются:

календарной датой. К таким срокам относится, как правило, последний срок уплаты того или иного налога, а также последний срок представления в налоговый орган декларации по какому-либо налогу. Окончание срока, определенного путем указания точной даты, приходится на эту дату;

истечением периода времени (год, квартал, месяц, день). Например, окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на соответствующее число последнего месяца срока. Уплата налога, для совершения которой установлен определенный день, должна быть совершена в этот день;

указанием на событие, которое должно наступить или произойти. Отсчет срока ведется со дня наступления события, которым определено начало течения данного срока (например, дата получения требования об уплате налога и т.п.);

указанием на действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются применительно к каждому такому действию. В зависимости от того, какой участник налоговых правоотношений должен совершить действие, эти сроки также могут быть различными. Например, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения уведомления.

Конкретные сроки исполнения тех или иных обязанностей в рамках сроков, предписанных законом, нередко определяются самими плательщиками или налоговыми агентами. Действительно, любой плательщик вправе досрочно уплатить налог, не дожидаясь установленного законодательством срока уплаты этого налога.

Налоговый кодекс РФ устанавливает особое правило определения сроков уплаты налога для случаев, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом: обязанность по уплате налога (но не сбора) возникает не ранее даты получения плательщиком налогового уведомления. В этом случае налоговое уведомление направляется не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Тем самым обеспечивается защита прав плательщика. Так, если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, никто не вправе требовать от плательщика уплаты налога до того, как тот узнал из уведомления о сумме налога, подлежащего уплате.

Напомним, что по общему правилу сумма налога исчисляется и уплачивается после истечения налогового периода. Однако в со-ответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансов признается испол-ненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки на несвоевременно уплаченную их сумму начисляются пени.

В НК РФ особо подчеркивается, что нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей не рассматривается в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Уплата налогов производится как в наличной, так и безналичной форме. При этом уплата наличными денежными средствами осуществляется:

юридическими лицами - только путем внесения денежных средств в учреждения банка (в этом случае ограничения ЦБ РФ по наличным расчетам не применяются, поскольку названные ограничения установлены для расчетов между юридическими лицами только по гражданско-правовым сделкам (купли-продажи, подряда и др.), а уплата налога не является оплатой по какой-то сделке);

физическими лицами - либо через банк, а в случае отсутствия банка плательщик или налоговый агент (являющийся физическим лицом), могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

Следовательно, наличными налоги уплачивают только физические лица. Организации же уплачивают налоги только в безналичной форме со своих банковских счетов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Юридические лица вносить наличные денежные средства в кассу местного органа самоуправления или в организацию связи не вправе. Физические лица вносят сумму налога в кассу банка. При отсутствии банка физические лица (плательщики или налоговые агенты) могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

При этом НК РФ детально регламентирует действия местных администраций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении ими приема денежных средств, перечисления средств на соответствующий счет Федерального казначейства, а также порядок учета и отчетности по этим операциям.

Обязанность по уплате налога считается исполненной плательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете плательщика, а при уплате налогов наличными денеж-ными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи.

Плательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Все приведенные выше правила уплаты применяются также в отношении порядка уплаты сборов (пеней, штрафов) и в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ (при предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита). Изменение срока уплаты налога и сбора - это перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Следует иметь в виду, что не являются изменением срока уплаты налогов и сборов случаи, когда в соответствии с НК РФ устанавливаются новые сроки уплаты налогов и сборов.

Перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора. Иными словами, ни отсрочка, ни рассрочка, ни инвестиционный налоговый кредит не отменяют обязанность по уплате налога и сбора (и не создают новой обязанности по уплате налога и сбора), а лишь переносят срок ее исполнения.

В некоторых специальных случаях НК РФ предусматривает возможность изменения установленного срока уплаты налога. Например, при создании, ликвидации, реорганизации организации из-менение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии предусмотренных ос-нований на срок до одного года. При этом отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ, установленных Таможенным кодексом РФ.

Отсрочку и рассрочку уплаты налогов можно интерпретировать как бюджетный кредит, предоставляемый из соответствующего бюджета на возвратной и возмездной основах. Поэтому на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной */2 ставки рефинансирования, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Однако проценты начисляются не всегда. На сумму задолженности проценты не начисляются, если отсрочка или рассрочка предоставлены по следующим основаниям: причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; задержка заинтересованному лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

Отсрочка или рассрочка предоставляются на основании заявления заинтересованного лица. Заявление с приложенными к нему документами подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Так как изменение срока уплаты налога и сбора может (не обязательно) производиться под залог имущества либо при наличии поручительства, то по требованию уполномоченного органа предоставляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Кроме того, по ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Наличие или отсутствие права временно не уплачивать имеющуюся задолженность зависит от решения, принятого налоговым органом.

Налоговый кодекс РФ устанавливает случаи, когда заинтересованному лицу не могут отказать в отсрочке или рассрочке. Упол-номоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке, если такое лицо указало в своем заявлении следующие основания:

причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

Уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке в пределах соответственно суммы причиненного такому лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа при условии отсутствия следующих обстоятельств:

проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ;

имеются достаточные основания полагать, что заинтересованное лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих средств или иного имущества, подлежащего об-ложению, либо это лицо собирается выехать из России на постоянное жительство.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки должно быть мотивированным. В таком решении должны быть приведены обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога, при наличии следующих оснований, указанных в заявлении заинтересованного лица:

причинения заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

задержки лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством РФ. Порядок обжа-лования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц установлен гл. 19 НК РФ. Обжаловать такое решение можно:

либо в вышестоящем (уполномоченного органа, принявшего решение) органе;

либо в суде (арбитражном - организацией или предпринимателем, судом общей юрисдикции - физическим лицом, не имеющим статуса предпринимателя).

Отсрочка отличается от рассрочки тем, что при отсрочке сумма задолженности выплачивается плательщиком единовременно до истечения ее срока, а при рассрочке - поэтапно (по частям) в течение всего срока ее действия. Последняя часть суммы задолженности должна быть уплачена не позднее последнего дня срока действия рассрочки. График погашения задолженности по рассрочке утверждается, как правило, при принятии решения об изменении срока уплаты налогов и сборов.

Решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов принимается уполномоченным органом по мотивированному заявлению плательщика.

Компетенцией принятия таких решений, наделены:

по федеральным налогам и сборам - ФНС России (за исключением госпошлины);

по региональным и местным налогам и сборам - налого-вые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты таких налогов принимаются по согласованию с финорганами субъектов РФ и местными финорганами;

по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ, - Федеральная таможенная служба, а также таможенные посты, таможни и др.;

по государственной пошлине - консульские учреждения, суды, органы исполнительной власти и т.п.;

по единому социальному налогу - ФНС России по согла-сованию с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и т.п.

Решение о сроках отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок от одного года до трех лет, принимает Правительство РФ.

Изменены могут быть любые установленные сроки, в том числе сроки уплаты авансовых платежей.

Изменение срока уплаты налога и сбора по решению уполномоченных органов производится при одновременном применении одного из следующих способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, если не предусмотрено иное:

под залог имущества;

при наличии поручительства.

Налоговый кодекс РФ допускает возможность изменения срока уплаты налогов и сборов без принятия обеспечительных мер.

Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в предусмотренном выше общем порядке.

Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, устанавливаются НК РФ, срок не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

проводится производство по делу:

о налоговом правонарушении;

об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ;

имеются достаточные основания полагать, что:

это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств (закрытие им счета и открытие другого, неизвестного налоговым органам счета с последу-ющим перечислением на него денежных средств и т.п.) или иного имущества, подлежащего обложению (путем совершения фиктивных сделок, представления фиктивных документов об уничтожении или утере имущества и т.п.);

это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (установление факта оформления соответствующих документов, визы и т.п.).

При наличии перечисленных обстоятельств на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога:

решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено;

вынесенное решение подлежит отмене. Уполномоченный орган обязан это решение отменить и о его отмене в трехдневный срок уведомить заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Изменением срока уплаты налога является также инвестиционный налоговый кредит (ИНК). ИНК представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности организаций.

ИНК предоставляется на основе договора. Существенными условиями договора являются:

виды налогов, по которым предоставляется ИНК;

срок, на который может быть предоставлен ИНК;

органы, уполномоченные предоставлять заинтересованному лицу ИНК;

основания, при наличии которых это лицо вправе рассчитывать на ИНК;

размер (сумма) ИНК;

уровень процентов на сумму ИНК;

порядок уменьшения организацией своих платежей по налогу в течение срока действия договора;

предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога;

порядок досрочного прекращения действия договора об ИНК.

Рассмотрим подробно перечисленные существенные условия договора об ИНК.

В отличие от отсрочек и рассрочек ИНК может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов - налогу на прибыль, а также по любому из региональных и местных налогов.

ИНК может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет.

Решение о предоставлении организации ИНК принимается уполномоченным органом (теми, что и в случае отсрочки и рассрочки) по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в течение месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. Решение о предоставлении ИНК по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом этого субъекта, заключающим с плательщиком соответствующий договор. Решение об отказе в предоставлении ИНК должно быть обосновано.

Общий срок, в течение которого должно быть принято решение о предоставлении организации ИНК или об отказе в его предоставлении, составляет один месяц со дня получения соответствующего заявления от заинтересованного лица.

ИНК может быть предоставлен организации - плательщику соответствующего налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) проведение этой организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения отходами (в этом случае ИНК пре-доставляется на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей);

б) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

в) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (в этих двух случаях ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению с уполномоченным органом).

Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований могут устанавли-вать иные основания и иные условия (включая сроки действия ИНК и ставки процентов) предоставления ИНК по уплате региональных и местных налогов. Такие дополнительные основания и условия не должны противоречить НК РФ.

Существенным условием договора об ИНК является размер (сумма) кредита. ИНК предоставляется:

по подп. «а» п. 4 - на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, используемого исключительно для выполнения указанных целей;

по подп. «б», «в» п. 4 - на суммы, определяемые по соглашению между заинтересованной организацией и соответствующим уполномоченным органом (в пределах, установленных п. 3 ст. 66 НК РФ).

Важная особенность ИНК - обязательное начисление процентов независимо от того, по какому основанию предоставлен ИНК. Проценты устанавливаются в размере не менее */2, но и не более 3/4 ставки рефинансирования.

Организация, получившая ИНК, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора. Уменьшение производится по каждому платежу налога за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей подлежит определению в заключаемом договоре об ИНК.

Наличие у организации одного или нескольких договоров об ИНК не может препятствовать заключению другого договора по иным основаниям. Для случаев наличия нескольких договоров установлены следующие правила накопления суммы кредита:

если организацией заключено более одного договора, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров;

увеличение накопленной суммы кредита производится сначала в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

НК РФ устанавливает следующие предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога:

в каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об ИНК) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об ИНК;

накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот период.

Если накопленная сумма кредита превышает указанные предельные размеры, для такого отчетного периода разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на сле-дующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, то излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Действие договора об ИНК может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

Не допускаются в течение срока действия договора об ИНК реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобре-тение которого явилось условием для предоставления ИНК. Эти операции допускаются лишь в случае, если они оговорены в договоре об ИНК.

Если организация нарушит предусмотренные договором условия реализаций либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления ИНК, она в течение 30 дней со дня расторжения договора обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора исходя из ставки рефинансирования, действовавшей за период от заключения до расторжения договора.

На организацию-плательщика законом возлагается обязанность представить в налоговый орган по месту ее учета копию договора ИНК в пятидневный срок со дня его заключения.

Для сравнения обобщим основные особенности рассмотренных видов изменения сроков уплаты налогов, сборов и пеней - отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита - в форме таблицы (табл. 5.4).


Таблица 5.4

Условия отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов

В заключение отметим, что законодательство не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни ИНК, они рассматриваются лишь как возможные способы изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. Однако на определенный период времени и отсрочка (рассрочка) платежа, и ИНК предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответствует понятию «налоговая льгота». ИНК - это групповые, приближенные к индивидуальным налоговые льготы, основанные на договорных отношениях.

Налоговый кодекс РФ детально регламентирует порядок прекращения действия отсрочки (рассрочки) или ИНК. Их действие прекращается:

по истечении срока действия:

решения о предоставлении отсрочки, рассрочки соответственно;

договора о предоставлении ИНК;

до истечения такого срока в предусмотренных НК РФ случаях.

Действие отсрочки (рассрочки) прекращается досрочно:

в добровольном порядке в случае уплаты плательщиком всей причитающейся суммы налога и соответствующих процентов;

в принудительном порядке в случае нарушения заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки (рассроч-ки) - по решению уполномоченного органа, принявшего решение об изменении срока исполнения обязанности по уплате налога.

При этом плательщик должен в течение месяца после получения им соответствующего решения уплатить:

а) неуплаченную сумму задолженности;

б) пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

Действие отсрочки (рассрочки) или ИНК прекращается досрочно в случае уплаты плательщиком всей причитающейся суммы налога и соответствующих процентов до истечения срока действия данного решения или договора.

Возможность досрочного прекращения действия отсрочки, рас-срочки в случае нарушения заинтересованным лицом условий их предоставления предусматривается НК РФ. Досрочное прекращение осуществляется по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Определены последствия досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки):

плательщик должен в течение месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно;

оставшаяся неуплаченной сумма задолженности рассчитывается как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответ-ствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке (рассрочке) направ-ляется принявшим это решение уполномоченным органом плательщику заказным письмом не позднее 5 дней со дня принятия решения.

Извещение и решение уполномоченного органа о досрочном прекращении отсрочки (рассрочки) по уплате налога следует отличать от отмены уполномоченным органом ранее вынесенного решения, предоставляющего отсрочку (рассрочку).

Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) может быть обжаловано плательщиком в суд. Жалоба подается заинтересованным лицом:

в арбитражный суд, если заинтересованное лицо является организацией или предпринимателем;

в суд общей юрисдикции, если заинтересованное лицо - физическое лицо, не имеющее статус предпринимателя.

При этом заинтересованное лицо может представить доказательства, свидетельствующие о том, что условия отсрочки (рассрочки) не были им нарушены либо нарушены по уважительным причинам, в том числе вследствие обстоятельств непреодолимой силы, либо сами нарушения были незначительными и допущены впервые.

Действие ИНК прекращается досрочно:

в добровольном порядке в случае:

уплаты плательщиком всей причитающейся суммы налога и соответствующих процентов;

прекращения действия договора об ИНК по письменному соглашению сторон;

в принудительном порядке в случае:

прекращения действия договора об ИНК по решению арбитражного суда (поскольку договор об ИНК заключается только с организациями).

Если в течение срока действия договора об ИНК заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления ИНК, эта организация в течение месяца со дня расторжения договора об ИНК обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора об ИНК, исходя из ставки рефинансирования, действовавшей за период от заключения до расторжения договора. 1. Однако если организация получила ИНК на основании выполнения ею особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления ею особо важных услуг населению и нарушает данные обязательства в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на нее, которые начисляются за каждый календарный день действия договора, исходя из ставки, равной ставке рефинансирования.

Фирмы, которые участвуют в совместной деятельности (по договору простого товарищества), могут передать свое имущество в общее дело. Налог с такого имущества каждый участник платит отдельно.

Фирмы могут также приобретать или создавать имущество в ходе совместной деятельности. Налог с этого имущества каждый участник определяет пропорционально стоимости своего вклада в общее дело.

Данные об остаточной стоимости общего имущества и доле каждого участника в нем товарищам должен сообщать участник, который ведет учет общей деятельности. Делать это он должен не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Порядок и сроки уплаты налога

Сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество, а также самого налога, устанавливают региональные власти.

О том, как заплатить налог, смотрите раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Как заплатить налог".

Расходы по уплате налога уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций (ст. 264 НК РФ).

Порядок и сроки представления отчетности

Ежеквартально (если иное не установлено законом вашего региона) подавайте в налоговую инспекцию налоговые расчеты, а по итогам года - декларацию по налогу.

Налоговый расчет по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев подайте в течение 30 дней после окончания каждого квартала. Налоговую декларацию по итогам года представьте не позднее 30 марта следующего за отчетным года.

Обратите внимание: С 1 января 2008 г. регионы России не могут самостоятельно утверждать формы отчетности по налогу на имущество.

Сдавать отчетность по авансовому платежу нужно по форме, утвержденной в Приложении 3 к Приказу Минфина России от 20 февраля 2008 г. N 27н. По итогам года декларацию нужно представить по форме, утвержденной в Приложении 1 к этому же Приказу.

Если у вашей фирмы есть обособленные подразделения или недвижимость в других регионах, вы должны подать налоговые расчеты и декларации в инспекции по месту нахождения этих подразделений и имущества.

Налог на игорный бизнес

Налог установлен гл. 29 Налогового кодекса.

Налогоплательщики

Налог на игорный бизнес платят фирмы и предприниматели, которые занимаются игорным бизнесом: владеют казино, игровыми залами, тотализаторами и т.д.

В игорном бизнесе не происходит реализации товаров (работ, услуг). Поэтому с доходов от игорного бизнеса не взимают налог на прибыль, НДС и другие налоги, рассчитываемые исходя из выручки от реализации. Налог на игорный бизнес заменяет их.

С доходов от других видов деятельности (например, от продажи в казино спиртных напитков) налоги нужно платить в обычном порядке. Учитывайте эти доходы и соответствующие им расходы отдельно от доходов и расходов по игорному бизнесу.

Объект налогообложения

Налогом облагаются:

Игровые столы - специальные места для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона или организатор;

Игровые автоматы - специальные устройства (механические, электрические, электронные и др.) для проведения азартных игр без участия игорного заведения;

Кассы тотализаторов и букмекерские кассы - места в игорных заведениях (тотализаторе или букмекерской конторе), где учитывают ставки и определяют выигрыши.

Все столы, автоматы и кассы зарегистрируйте в налоговой инспекции по месту их установки. Сделать это нужно не позднее чем за два рабочих дня до их установки. Для этого подайте в инспекцию заявление. Его форма приведена в Приказе Минфина России от 24 января 2005 г. N 8н.

Получив заявление, налоговая инспекция в течение пяти дней выдаст вам свидетельство о регистрации объектов налогообложения. Храните его копию в игорном заведении.

Внимание! Если у вас есть игровые автоматы, рассчитанные на несколько игровых мест, налоговая инспекция должна зарегистрировать каждый из них как один объект налогообложения.

В игровом зале ЗАО "Стэк Шоу" (г. Санкт-Петербург) был установлен игровой автомат "ИТА-2", рассчитанный на четыре игровых места. Налоговая инспекция потребовала зарегистрировать их как четыре отдельных автомата.

Фирма отказалась, обратилась в арбитражный суд и выиграла спор (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2001 г. по делу N А56-2230/01).

Если количество столов, автоматов и касс изменилось (появились новые или выбыли старые), подайте заявление об этом в налоговую инспекцию. Сделать это нужно не позднее чем за два рабочих дня до того, как это произойдет. Инспекция обязана в пятидневный срок внести изменения в свидетельство о регистрации или выдать новое.

Внимание! Если при проверке инспекция обнаружит незарегистрированные столы, автоматы или кассы, фирму могут оштрафовать. Сумма штрафа равна трехкратному размеру ставки налога.

При повторном нарушении фирму оштрафуют в шестикратном размере ставки налога.

Налоговая база

Налоговая база по налогу - количество игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и букмекерских касс.

Налоговый период

Налоговый период равен одному календарному месяцу.

Ставка налога

Налоговые ставки устанавливаются региональными законами в таких пределах:

За каждый игровой стол - от 25 000 до 125 000 руб.;

За каждый игровой автомат - от 1500 до 7500 руб.;

За каждую кассу тотализатора - от 25 000 до 125 000 руб.;

За одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 руб.

Если региональными законами ставки налога не установлены, то нужно платить:

За один игровой стол - 25 000 руб.;

За один игровой автомат - 1500 руб.;

За одну кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы - 25 000 руб.

Региональные власти своими законами могут увеличивать ставки налога. Однако эти ставки не должны быть больше чем:

За один игровой стол - 125 000 руб.;

За один игровой автомат - 7500 руб.;

За одну кассу тотализатора или кассу букмекерской конторы - 125 000 руб.

Порядок исчисления налога

Для расчета налога, подлежащего уплате по итогам месяца, умножьте количество зарегистрированных в налоговой инспекции столов, автоматов и касс на соответствующие ставки налога.

Если один стол имеет несколько игровых полей, то ставку налога по этому столу нужно умножить на их количество.

Пример. В казино установлено 35 игровых столов и 100 игровых автоматов. Региональным законом ставки налога не установлены.

По итогам месяца за столы надо заплатить:

35 столов x 25 000 руб. = 875 000 руб.

За автоматы нужно заплатить:

100 автоматов x 1500 руб. = 150 000 руб.

Общая сумма налога - 1 025 000 руб.

Если в течение месяца количество столов, автоматов или касс у вас изменилось (появились новые или выбыли старые), налог рассчитывается следующим образом:

1) если новый стол, автомат или касса появились до 15-го числа месяца включительно, то налог за них вы должны заплатить в полном размере, если после 15-го - в половинном;

2) если ранее установленные стол, автомат или касса выбыли до 15-го числа месяца включительно, то налог за них вам следует заплатить в половинном размере, если после 15-го - в полном. Стол, автомат или касса считают выбывшими, после того как вы подадите в налоговую инспекцию заявление об их снятии с учета.

Пример. В казино установлено 5 игровых столов и 12 игровых автоматов. В начале месяца 4 автомата было демонтировано. Вместо них установлен еще один игровой стол.

Поскольку новый стол установлен до 15-го числа, налог за него нужно платить в полном размере. Поэтому по итогам месяца за столы придется заплатить:

6 столов x 25 000 руб. = 150 000 руб.

За демонтированные автоматы налог надо платить в половинном размере. Поэтому по итогам месяца за автоматы уплачивается:

8 автоматов x 1500 руб. + 4 автомата x 1500 руб. x 1/2 = 15 000 руб.

Общая сумма налога - 165 000 руб.

Порядок и сроки уплаты налога

Налог уплачивайте ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Реквизиты счетов, на которые нужно перечислить налог, узнайте в вашей налоговой инспекции.

Если у вашей фирмы есть обособленные подразделения, занимающиеся игорным бизнесом, платите налог по месту нахождения этих подразделений.

О том, как заплатить налог, читайте также раздел "Уплата, зачет и возврат налогов" -> подраздел "Как заплатить налог".

Ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, подавайте в налоговую инспекцию декларацию по налогу. Ее форма приведена в Приложении 1 к Приказу Минфина России от 1 ноября 2004 г. N 97н.

ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМИ РЕСУРСАМИ

Плата за пользование лесными ресурсами (например, вырубка древесины, сбор ягод, лекарственных растений и т.д.) введена Лесным кодексом РФ и взимается на всей территории России.

К числу региональных налогов он отнесен потому, что ставку налога определяют региональные власти.

Существует два вида платежей за пользование лесным фондом:

Арендная плата. Ее платят при аренде участков лесного фонда. Договор аренды может заключаться на срок от 1 года до 49 лет. Порядок и сроки уплаты арендной платы определяют договором аренды лесного фонда, который заключают с лесхозом;

Оплата по договору купли-продажи лесных насаждений. Срок действия договора не может превышать одного года (ч. 5 ст. 75 Лесного кодекса).

Плательщики

Плату за использование лесных ресурсов взимают с фирм и предпринимателей, которые их используют.

Исключение составляют:

Сбор и заготовка плодов, ягод, орехов, грибов и пр. гражданами для употребления в пищу;

Заготовка древесины коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущими традиционный образ жизни, для собственных нужд.

За что взимают плату

В ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса приведены следующие виды использования лесных ресурсов, которые подлежат оплате:

Заготовка древесины;

Заготовка живицы;

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

Ведение сельского хозяйства;

Научно-исследовательская и образовательная деятельность;

Рекреационная деятельность;

Создание лесных плантаций и их эксплуатация;

Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

Строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

Переработка древесины и иных лесных ресурсов.

Ставки и расчет платы

Ставки платы за использование лесных ресурсов устанавливает Правительство РФ. Они приведены в Постановлении Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310.

Региональные власти эти ставки могут увеличивать или уменьшать.

Плату за краткосрочное лесопользование определяют на основании лесных аукционов.

Начальную стоимость выставленного на аукцион лесного ресурса рассчитывают исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.

По сути, именно эту стоимость должен заплатить пользователь.

Ее рассчитывают по формуле:

┌────────┐ ┌─────────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐

│ Ставка │ x │ Единица лесного ресурса │ = │ Стоимость приобретаемых │

│ │ │ │ │ лесных ресурсов │

└────────┘ └─────────────────────────┘ └──────────────────────────┘

Окончательную стоимость определяют по итогам аукциона.

Порядок и сроки представления отчетности

Ежегодно лица, которым предоставлены в постоянное пользование или аренду лесные участки, должны сдавать лесную декларацию. Сделать это нужно не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования лесными ресурсами.

Также фирмы и граждане должны ежеквартально 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять отчет об использовании лесов. Его форма утверждена Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2007 г. N 175 "Об установлении форм отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении и Порядка их представления".

(C) Издательство "Бератор"


Статья 58 НК РФ посвящена порядку уплаты налогов и сборов. В частности, уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Кодекс гласит: «Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки». При этом уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 45) допускает возможность уплаты налога в иностранной валюте. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
В некоторых случаях устанавливается особый порядок уплаты налога. Так, согласно НК РФ при отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи Госкомитета РФ по связи и информатизации (п. 3 ст. 58, п. 2 ст. 45).
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу. Что касается федеральных налогов, то порядок уплаты устанавливается Кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Правила об уплате налога применяются также в отношении порядка уплаты сборов (п. 5 ст. 58 НК РФ).
Сроки уплаты налогов и сборов регулируются ст. 57 Кодекса. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Их изменение допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ. Глава 9 Кодекса посвящена изменению срока уплаты налога и сбора, а также пени. Так, налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подп. 1-3 п. 2 ст. 64 НК РФ. Изменение срока уплаты налога происходит также при предоставлении налогоплательщику инвестиционного налогового кредита (ст. 66 НK РФ), который дает налогоплательщику возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В свою очередь, сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются Кодексом применительно к каждому такому действию. Например, государственная пошлина уплачивается до по-дачи в суд искового заявления.
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (ст. 75). Кроме того, в подобных случаях к нему при определенных обстоятельствах могут быть применены меры ответственности за налоговые правонарушения (см. подробнее гл. 9 настоящего издания).

Состоит в определении суммы налога (так называемого налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен:

  1. самим налогоплательщиком;
  2. налоговым агентом;
  3. налоговым органом.

В зависимости от вида налоговой ставки исчисление налога производится:

  1. как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы – для твердых налоговых ставок;
  2. как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы – для процентных (адвалорных) налоговых ставок;
  3. в комбинированной форме – для комбинированных налоговых ставок.

Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В последнем случае размер подлежащего к уплате налога определяется путем вычитания из суммы налога, исчисленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей.

Налоговый орган исчисляет ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить граждан от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей знания налогового законодательства и специальной квалификации.

Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налог должен быть уплачен до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Налог может быть уплачен в наличной или безналичной форме.

Обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.