Создание хуторского казачьего общества. Особенности регистрации казачьих обществ и иных некоммерческих организаций, оказывающих содействие развитию казачества

Первые казаки появились в России в 16-ом веке. Их основу составляли крестьяне, бежавшие на окраины России от крепостной зависимости. В дальнейшем они заключали с правителями России соглашения, в соответствии с которыми в обмен на сохранение их вольного статуса они выполняли функции по охране государственных границ.

В тридцатые годы прошлого столетия казаки как отдельная социальная группа практически перестали существовать, многие из них были репрессированы.

Движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах в 80-е годы 20-го века. С принятием Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу. Все это обусловило необходимость правового регулирования казачьих общественных объединений и, соответственно, выделения их как особой разновидности юридических лиц.

В федеральный закон от 12 января 1996 г. N 275-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми появилась такая организационно-правовая форма некоммерческих организаций как казачьи общества.

Помимо ГК казачьи общества также регулируются Федеральным законом

Кроме того, как следует из п. 4 указа президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества", должно быть принято специальное постановление правительства РФ регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченное вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Указом Президента РФ от 09 августа 1995 г. N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.

Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

Согласно п. 1 ст. 123.15 ГК казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Необходимость придания казачьим обществам статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы обусловлена тем, что помимо выполнения прочих функций войсковые казачьи общества занимаются в определенной степени хозяйственной деятельностью и участвуют в гражданском обороте. При этом, являясь хозяйствующим субъектом, их деятельность носит некоммерческий характер, так как не направлена на извлечение прибыли.

Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества - достижение общественно полезных целей, которые указаны в упомянутом выше определении в самом общем виде.

Кроме того, обычными направлениями их деятельности являются:

1) охрана общественного порядка;

2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрану;

3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;

4) патриотическое воспитание детей и молодежи;

5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;

6) профилактика и борьба с наркоманией;

7) создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.

Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Этим указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Нельзя не обратить внимания на то, что в ГК говорится только о зарегистрированных казачьих обществах. Это обусловлено тем, что настоящее время появилось большое количество псевдо казачьих организаций, которые используют казачью атрибутику, однако по сути таковыми не являются.

Единственными видами юридических лиц, в которые могут быть преобразованы казачьи общества являются ассоциации и автономные некоммерческие организации.

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Методические рекомендации разработаны Главным управлением региональной безопасности Московской области при участии Отдельского казачьего общества Московской области, рассмотрены и утверждены на заседании Постоянной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества Московской области

Красногорск

2013 год I . Общие положения

Данное пособие также предназначено для использования должностными лицами центральных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области при организации взаимодействия с казачьими обществами.

Правовая и организационная основы несения российским казачеством государственной службы определяются Федеральным законом от 01.01.2001 № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества". Данный закон не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой.

2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящих методических рекомендациях:

Казачье общество – форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, отдельских и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Отдельское казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ на территории субъекта Российской Федерации.

Войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Хуторские, станичные, городские, отдельские, войсковые казачьи общества создается с фиксированной численностью членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах. Ведение реестра осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами является Министерство регионального развития Российской Федерации, в полномочия которого входит:

мониторинг и анализ реализации государственной национальной политики в отношении казачества;

разработка и реализация программ в сфере государственной политики по возрождению и развитию российского казачества.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 01.01.2001
№ 15-рп «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества» создан Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества, основными задачами которого являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной политики в отношении российского казачества;

систематическое информирование Президента Российской Федерации по вопросам, касающимся российского казачества;

участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации государственной политики в отношении российского казачества;

обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с казачьими обществами и общественными объединениями казачества;

анализ деятельности казачьих обществ и общественных объединений казачества.

II . Порядок создания казачьего общества

3. Общий порядок создания и деятельности казачьих обществ.

Казачье общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области (далее – Управление Минюста России по Московской области).

С указанного момента казачье общество имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах , и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Полная правоспособность, позволяющая членам казачьего общества нести государственную или иную службу, возникает у казачьего общества с момента его внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и сохраняется до момента исключения из него.

4. Основными этапами работы по созданию казачьего общества являются:

Подготовка инициативной группой граждан, желающих объединиться в казачье общество, проекта устава казачьего общества;

Проведение общего собрания для принятия решения о создании казачьего общества, утверждения его устава и избрания органов управления ;

Государственная регистрация казачьего общества в качестве некоммерческой организации .

Блок-схема создания казачьего общества (КО)

5. В учредительных документах (уставе) казачьего общества должны содержаться следующие сведения:

Наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовой формы («казачье общество»);

Местонахождение казачьего общества;

Порядок управления деятельностью казачьего общества;

Предмет и цели деятельности;

Права и обязанности членов казачьего общества, условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;

Источники формирования имущества казачьего общества;

Порядок внесения изменений в учредительные документы казачьего общества (устав);

Порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества;

Иные положения, предусмотренные федеральными законами.

6. Местом нахождения казачьего общества является место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Как правило, местом регистрации казачьего общества является нежилое помещение. При этом в качестве места нахождения может быть указан и адрес жилого помещения, где проживает руководитель казачьего общества.

7. Порядок управления деятельностью казачьего общества определяется его уставом.

Определен минимальный состав органов управления:

- общее собрание (круг) - высший орган управления казачьего общества;

Утверждение финансового плана казачьего общества и внесение в него изменений;

Участие в других организациях;

Реорганизация и ликвидация казачьего общества.

Общее собрание (круг) правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего количества членов казачьего общества.

По вопросам, не относящимся к исключительной компетенции общего собрания (круга), решения принимаются открытым или тайным голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих членов. По вопросам, относящимся к исключительной компетенции, за исключением вопросов о реорганизации и ликвидации казачьего общества, решение принимается квалифицированным большинством в 3/4 голосов присутствующих членов. По вопросам о реорганизации и ликвидации казачьего общества решение принимается квалифицированным большинством в 3/4 голосов списочного состава членов казачьего общества.

Совет атаманов - руководящий коллегиальный орган управления на период между проведением общих собраний. Порядок формирования, состав и полномочия совета атаманов определяются уставом.

Совет атаманов казачьего общества может состоять из атамана этого общества, его первого заместителя (товарища), заместителей, а также атаманов других казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества.

Атаман казачьего общества - единоличный исполнительный орган управления, осуществляющий текущее (общее) руководство казачьим обществом, избираемым общим собранием (кругом) и подотчетное ему.

Товарищ атамана - первый заместитель атамана казачьего общества.

Правление казачьего общества - коллегиальный исполнительный орган управления казачьим обществом, подотчетный общему собранию (кругу) и, по сложившейся практике, подчиненный атаману. Общее собрание (круг) определяет количественный состав правления, избирает его членов и принимает решение о досрочном прекращении их полномочий.

В состав руководящих органов казачьего общества не могут входить лица, не являющиеся его членами.

Избрание (назначение) какого-либо лица в орган казачьего общества возможно либо в случае его личного присутствия на соответствующем собрании, либо при наличии его согласия на такое избрание (назначение).

Уставами казачьих обществ наряду с органами управления предусмотрено формирование контрольно-ревизионных органов, а также суда чести и совета стариков .

8. На втором этапе работы осуществляется подготовка и проведение инициативной группой общего собрания граждан для принятия решения о создании казачьего общества, утверждения его устава и избрания органов управления.

Решение о создании казачьего общества принимается на общем собрании (круге) казаков, проживающих на территории одного или нескольких муниципальных образований Московской области.

В настоящее время законодательством Российской Федерации численность членов казачьего общества при его учреждении и регистрации не установлена. В связи с этим, исходя из фиксированной численности членов, установленной для внесения хуторского казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (после отмены Временного положения «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ, и введения в действие приказа Минюста России от 01.01.2001 № 166
"О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации"), ОКО МО рекомендует при принятии решения о создании казачьего общества учесть, что общее число граждан, изъявивших желание объединиться в форме казачьего общества, должно быть не менее 20 человек , которые на момент создания общества достигли 18 лет и являются полностью дееспособными.

На общем собрании казачьего общества принимаются следующие решения:

О создании казачьего общества;

Об утверждении устава казачьего общества;

О формировании (избрании) органов казачьего общества (в т. ч., органов управления, ревизионного органа, суда чести и совета стариков).

В случае принятия кругом устава, содержащего положения о несении казаками военной или иной государственной службы, он подлежит согласованию соответственно с Министром обороны Российской Федерации, руководителями других министерств и ведомств Российской Федерации.

Решение общего собрания о создании казачьего общества оформляется протоколом, подписываемым избранным председателем и секретарем общего собрания.

9. Завершающим этапом создания казачьего общества является его государственная регистрация Управлением Миниюста России по Московской области.

Документы, необходимые для государственной регистрации казачьего общества, представляются в Управление Минюста России по Московской области не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов казачьего общества, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Для государственной регистрации казачьего общества представляются следующие документы:

а) Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме № РН0001.

Заявление подписывается уполномоченным лицом (далее – заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. При государственной регистрации казачьего общества заявителем выступает атаман или доверенное лицо атамана.

Подлинность подписи заявителя заверяется в нотариальном порядке. За совершением такого нотариального действия может обратиться только атаман.

б) Устав казачьего общества, подготовленный с учетом установленных законом требований, представляется в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

Два экземпляра устава, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса.

Листы всех экземпляров устава, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы.

Образец оформления титульного листа устава:

Образец типового устава можно получить, пройдя по ссылке: http://www. *****/activities/interethnic_relations/kazaki/methods/

в) Решение общего собрания (круга) о создании казачьего общества и об утверждении его учредительных документов (устава) с указанием состава избранных (назначенных) органов. Представляется в виде протокола заседания :

ПРОТОКОЛ № 1

Круга (общего собрания учредителей)

Московская область « »__________2013 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ :

Учредители: ФИО. Кворум имеется.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Избрание счетной комиссии.

3. Избрание председателя и секретаря круга.

4. О создании хуторского казачьего общества.

5. О местонахождении хуторского казачьего общества.

6. О территории деятельности.

7. Об утверждении устава хуторского казачьего общества.

8. Избрание совета стариков (старейшин).

9. Избрание суда чести.

10. Избрание правления хуторского казачьего общества.

11. Избрание атамана хуторского казачьего общества.

12. Избрание товарища атамана хуторского казачьего общества.

13. Избрание ревизионной комиссии.

14. Регистрация хуторского казачьего общества.

ПОСТАНОВИЛИ :

1. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать счетную комиссию в количестве ___ человек, в составе: ФИО. Председателем счетной комиссии избрать ФИО.

2. Заслушав докладчика ФИО, постановили: голосование по всем вопросам проводить открытым голосованием.

3. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать председателем круга - ФИО, секретарем – ФИО.

4. Заслушав докладчика ФИО, постановили: создать хуторское казачье общество, полное наименование ____, сокращенное наименование: __________.

5. Заслушав докладчика ФИО, постановили: считать местонахождением хуторского казачьего общества следующий адрес: индекс, Московская область, г._________ ул.____________, д.___. По этому адресу будут находиться постоянно действующий руководящий орган хуторского казачьего общества.

6. Заслушав докладчика ФИО, постановили: территория деятельности организации – Московская область, муниципальный район (городской округ).

7. Заслушав докладчика ФИО, постановили: принять и утвердить устав. Голосовали: за - кол-во, против - кол-во, воздержались - кол-во.

8. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать совет старейшин в количестве кол-во человек, в составе: ФИО. Председателем совета старейшин избрать ФИО. Голосовали: за - кол-во, против - кол-во, воздержались - кол-во.

9. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать суд чести в количестве кол-во человек, в составе: ФИО. Председателем суда чести избрать ФИО. Голосовали: за - кол-во, против - кол-во, воздержались - кол-во.

10. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать правление хуторского казачьего общества в количестве кол-во человек, избрать в состав правления хуторского казачьего общества: ФИО.

11. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать атаманом хуторского казачьего общества ФИО.

12. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать товарищем атамана хуторского казачьего общества ФИО.

13. Заслушав докладчика ФИО, постановили: избрать ревизионную комиссию в количестве кол-во человек. Председателем ревизионной комиссии избрать - ФИО, членами - ФИО.

14.Заслушав докладчика ФИО, постановили: передать устав казачьего общества на утверждение главе муниципального района (городского округа) Московской области, затем зарегистрировать в уполномоченном регистрирующем органе хуторское казачье общество. Поручить выступать заявителем при регистрации _____________ от лица учредителей ФИО.

Председатель: ФИО ____________________________

Секретарь: ФИО ____________________________

Счетная комиссия:

Председатель ФИО ____________________________

Члены: ФИО ____________________________

14. Эмблема казачьего общества подлежит государственной регистрации. Казачьими обществами представляются в Управление Минюста России по Московской области на государственную регистрацию эмблем и символики следующие документы:

Заявление о государственной регистрации символики, представляется в одном экземпляре, подписанное атаманом, в подлиннике, на каждый вид символики заполняется отдельный бланк заявления с приложением изображения и описания заявляемой символики. Заявление прошивается вместе с изображением и описанием символики и заверяется подписью атамана и оттиском печати;

Выписка из решения общего собрания (круга) об утверждении символики (с приложением ее изображения и описания) в двух экземплярах. Выписку подписывает атаман и заверяет оттиском печати. Каждый экземпляр выписки, вместе с приложением изображения и описания символики, прошивается, нумеруется, заверяется на обороте последнего листа подписью атамана и оттиском печати. На каждый вид символики заполняются отдельно листы с изображением и описанием;

Письменное согласие правообладателя или его законных представителей, документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по охране интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие, разрешительные документы, подтверждающие правомочия на использование:

а) личного имени гражданина (за исключением случаев, когда оно является частью наименования зарегистрированной некоммерческой организации);

б) символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских правах;

в) символики, защищенной иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований Российской Федерации;

г) государственной символики Российской Федерации, государственной символики субъектов Российской Федерации, символики муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, символики иностранных государств, а также символики международных организаций.

В заявлении необходимо указывать конкретный вид символики, подлежащий государственной регистрации (эмблема, флаг, герб, гимн и др.).

Представляемые на государственную регистрацию символики документы оформляются следующим образом:

Заявление оформляется на русском языке;

В описании приводится характеристика заявленной символики: ее вид, способ выражения (например, изобразительный), указание на составляющие ее элементы, смысловое значение, обозначение в целом или ее элементов (частей);

Если словесное обозначение является малоупотребляемым в русском языке (например, специальный термин, историческое название, устаревшее слово), то указывается его значение;

Если обозначение или его часть является изобразительным, то приводится описание всех входящих в него элементов и указывается его смысловое значение, если таковое имеется;

Если изобразительное обозначение носит абстрактный характер, то указывается, что оно собой символизирует;

Если в целях регистрации в качестве символики заявляется звуковое или иное обозначение, то приводится характеристика составляющего его звука (звуков), нотная запись, с приложением фонограммы (видеозаписи) на носителях (компакт-диск, флэшкарта).

Заявляемая символика приводится следующим образом.

На лист заявления вклеивается или иным образом наносится изображение заявляемой символики форматом 8 x 8 см.

Изображение заявляемой символики представляется в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается регистрация символики.

Если испрашивается регистрация символики в ином, чем черно-белое, исполнении, то в описании указывается его цвет или цветовое сочетание. Описание цветов должно соответствовать цветам, используемым в обозначении символики и содержащимся в репродукции.

Изображение символики должно иметь качественное графическое исполнение, позволяющее репродуктировать его в неограниченном количестве копий.

Изображение и описание символики представляется на государственную регистрацию также в электронном виде (на компакт-диске, флэшкарте).

Документы о государственной регистрации символики (либо отказе в ней) направляются заявителю на адрес, указанный в заявлении о государственной регистрации символики.

Предоставить документы на государственную регистрацию символики заявитель вправе лично или направить их почтовым отправлением, или в электронном виде с использованием информационных ресурсов Минюста России или Единого портала государственных услуг в сети Интернет.

III. Внесение казачьего общества в государственный реестр

казачьих обществ в Российской Федерации

В настоящее время в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества» и от 01.01.2001 № 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации осуществляет Минюст России.

Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, отдельские и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в Управление Минюста России документы, перечень которых предусмотрен статьей 6 Федерального закона
«О государственной службе российского казачества»:

1) устав казачьего общества, согласованный и утвержденный в установленном порядке;

2) перечень казачьих обществ, входящих в состав отдельского казачьего общества;

3) решение общего собрания (круга) казачьего общества о ходатайстве о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

4) нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации казачьего общества;

5) сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

6) иные необходимые для государственной регистрации документы в соответствии с установленным порядком ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.

Численность членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимая для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, установлена приказом Минюста России от 01.01.2001 № 166
"О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" и составляет не менее:

20 членов для хуторских казачьих обществ;

100 членов для станичных и городских казачьих обществ.

В связи с этим требования приказа Минюста России от 01.01.2001 № 166 к численности казачьих обществ проверяются Управлением Минюста по Московской области при внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и применяются при ведении данного реестра.

IV . Взаимодействие с ОКО МО при создании казачьего общества

на территории Московской области

15. Действующее законодательство о государственной службе российского казачества закладывает в структуру казачьих обществ принцип вертикального закрепления и взаимного участия. Так, первичные казачьи общества (хуторские, станичные, городские) входят в состав отдельских казачьих обществ, которые в свою очередь составляют войсковые казачьи общества.

На территории Московской области в соответствии с Уставом, утвержденным Губернатором Московской области и зарегистрированным Минюстом России, свою деятельность осуществляет Отдельское казачье общество Московской области войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» (ОКО МО).

При создании казачьего общества на территории Московской области представителям инициативной группы вновь создаваемого казачьего общества рекомендуется следующее.

Комментарий к статье 123.15

  1. Комментируемая статья, посвященная особому виду юридического лица — казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, принятие которого явилось нормативным закреплением правового статуса казачьих обществ, отнесенных законодателем к закрытому перечню некоммерческих корпоративных организаций.

Законодателем определено понятие казачьих обществ, согласно которому казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» <1> (далее — Закон N 154-ФЗ), объединения граждан, добровольно принявших на себя в порядке, установленном Законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 50. Ст. 5245.

Согласно законодательному определению казачьего общества в нем содержатся признаки данной организационно-правовой формы, а именно:

— это объединение исключительно граждан Российской Федерации;

— цели объединения — сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также возрождение российского казачества, защита его прав;

— члены казачьих обществ добровольно принимают на себя в порядке, установленном Законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Что касается первого признака казачьего общества, то следует отметить, что членом казачьего общества РФ может быть только гражданин РФ. Российское казачество олицетворяет исторически сформировавшуюся культурно-этническую народность. Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, приобретаемая в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» <1>. В казачьи общества объединяются причисляющие себя к прямым потомкам казаков граждане РФ, которые изъявили желание совместно воссоздавать и совершенствовать традиционные образ жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, участвовать в несении государственной или иной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки. Основным документом, подтверждающим членство в казачьем обществе, казачий чин и занимаемую должность в нем, является удостоверение казака <2>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

<2> Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 170 «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 7. Ст. 727.

Ключевой признак организационно-правового статуса казачьего общества связан с добровольным принятием им на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Первоначально определение «казачье общество» было введено ч. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ (в первоначальной редакции), согласно которой «казачье общество — добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы».

Со временем данное определение претерпело изменение. Так, 3 июня 2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и статью 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» <1>, в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» была введена ст. 6.2, в которой дано следующее определение: «Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 23. Ст. 2762.

Аналогичное определение казачьего общества с некоторыми дополнениями содержится ныне и в ч. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 мая 2011 г. N 101-ФЗ): «Казачье общество — форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Полное наименование казачьего общества определяется в зависимости от его вида.

В ч. ч. 4 — 7 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ приводится перечень видов казачьих обществ: хуторское, станичное, городское, районное (юртовое), окружное (отдельское), войсковое и всероссийское и дается их определение.

Хуторское, станичное, городское казачьи общества — это первичные объединения граждан Российской Федерации и членов их семей — жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Районное (юртовое) казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Окружное (отдельское) казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ.

Войсковое казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Федерации.

Всероссийское казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом РФ.

Из вышесказанного следует, что казачьи общества, являясь самоуправляемыми организациями, обладают вертикально зафиксированной структурой.

Казачье общество, как и иные некоммерческие корпоративные организации, создается в целях, направленных на достижение общественных благ. Так, общественно полезной целью, как следует из законодательного определения, является сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Следует отметить, что на практике деятельность казачьих обществ существенно обширнее.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 <1> установлено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы в следующих сферах деятельности:

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1081.

а) организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

б) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;

в) охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита Государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.

К иным видам службы члены казачьих обществ могут быть привлечены в следующих сферах деятельности:

а) охрана объектов животного мира;

б) охрана лесов;

в) охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;

г) охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

д) охрана объектов культурного наследия.

  1. Согласно законодательной дефиниции казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2003 г. N 1096 <1>, согласно которому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции РФ. Требования к ведению и содержанию государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации определены Приказом Минюста России от 13 октября 2011 г. N 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации» <2>.

———————————

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 1. N 50.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) по внесению в государственный реестр хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства юстиции РФ, его должностными лицами, взаимодействия центрального аппарата, территориальных органов Минюста России с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги устанавливает Административный регламент Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденный Приказом Минюста России от 2 июля 2012 г. N 129 <1> (далее — Административный регламент).

———————————

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. 2. N 43.

Согласно Приказу Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 <1> внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат казачьи общества, в которых фиксированная численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее:

———————————

<1> Приказ Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 «О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» // Российская газета. 07.09.2012. N 206.

— 20 членов для хуторских казачьих обществ;

— 100 членов для станичных и городских казачьих обществ;

— 300 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;

— 1000 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;

— 5000 членов для войсковых казачьих обществ.

Значительно меньшая численность требуется для подлежащих внесению в государственный реестр казачьих обществ, расположенных на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Согласно вышеуказанному Приказу она составляет не менее:

— 10 членов для хуторских казачьих обществ;

— 30 членов для станичных и городских казачьих обществ;

— 150 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;

— 500 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;

— 1000 членов для войсковых казачьих обществ.

Предметные обязательства членов казачьих обществ по несению государственной и иной службы воспроизводятся в уставах казачьих обществ, принимаемых на общих собраниях.

Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в Министерство юстиции РФ определенный перечень документов. Заявителями являются атаманы соответствующих казачьих обществ.

Согласно п. п. 23, 24 Административного регламента для предоставления государственной услуги — внесения казачьего общества в государственный реестр заявитель представляет непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, следующие документы:

— заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме N ГРКО01;

— устав казачьего общества, принятый высшим органом управления казачьего общества, с приложением документов либо заверенных заявителем их копий;

— заверенную заявителем копию решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении данного казачьего общества в государственный реестр;

— заверенную заявителем копию решения высшего органа управления казачьего общества или заверенные заявителем копии решений высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества, о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы;

— список членов хуторского, станичного, городского казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

— заверенные заявителем копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества.

Заместитель министра юстиции РФ, курирующий соответствующее направление, начальник территориального органа (его заместитель, курирующий соответствующее направление) при отсутствии оснований для приостановления процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации или отказа во внесении казачьего общества в указанный реестр не позднее чем через 30 дней со дня получения вышеперечисленных документов принимает решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, подписывает соответствующее распоряжение и заверяет своей подписью свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, которое не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения выдается заявителю (п. 7 ст. 6 Закона N 154-ФЗ, п. п. 57 — 71 Административного регламента).

Выдачу свидетельств о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации осуществляет Департамент по делам некоммерческих организаций и территориальные органы Минюста России по месту нахождения казачьих обществ (п. 2 Приказа Минюста России от 13.10.2011 N 355. В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрированы и действуют следующие войсковые казачьи общества: Всевеликое войско Донское, Центральное казачье войско, Волжское войсковое казачье общество, Енисейское войсковое казачье общество, Забайкальское войсковое казачье общество, Иркутское войсковое казачье общество, Кубанское войсковое казачье общество, Оренбургское войсковое казачье общество, Сибирское войсковое казачье общество, Терское войсковое казачье общество, Уссурийское войсковое казачье общество.

  1. Казачьи общества по сравнению с прочими некоммерческими корпоративными организациями наравне с общей наделены также и специальной правосубъектностью, которая связана с осуществлением участниками казачьих обществ государственно-служебных обязанностей в соответствии с требованиями Закона N 154-ФЗ. Наделение казачьих обществ специальной правосубъектностью и создание тем самым его участникам возможности принять обязанности по несению государственной и иной службы будут иметь место только при внесении соответствующего казачьего общества в Единый государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Возникновение правового статуса казачьих обществ напрямую связано с датой включения в реестр; сохраняется правовой статус до тех пор, пока казачье общество значится в реестре. Значение реестра казачьих обществ в Российской Федерации состоит в том, что в нем должны быть указаны казачьи сообщества, взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы. В реестр не вносится российское казачество, не связанное с государственной службой.

  1. Учредительным документом казачьего общества является устав, принятый на общем собрании (конференции), съезде (круге) казачьего общества.

В соответствии со ст. 123.1 ГК РФ казачье общество как некоммерческая корпоративная организация создается по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде (круге) и т.п. Указанные органы утверждают устав и образуют исполнительные органы казачьего общества (атаман и правление соответствующего общества).

Работу по взятию на себя обязательств по несению государственной и иной службы членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, объединенных в войсковое казачье общество, организует атаман войскового казачьего общества.

Войсковое казачье общество создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Федерации.

Атаман войскового казачьего общества — единоличный исполнительный орган управления казачьего общества — избирается высшим органом управления войскового казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. Атаманом войскового казачьего общества может быть гражданин РФ — член хуторского, станичного или городского казачьего общества (п. п. 10, 11 ст. 5 Закона N 154-ФЗ).

Правление казачьего общества — коллегиальный исполнительный орган управления казачьего общества, состоящий из атамана, его заместителя (заместителей), других членов правления, представителя ревизионной комиссии, старейшины совета стариков.

Каждое казачье общество имеет свое наименование, устав и органы управления, печать и расчетный счет в банке.

Казачье общество как некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основанием для финансирования государственной службы российского казачества являются договоры (соглашения) между органами власти и казачьими обществами.

Так как в договорах (соглашениях), заключаемых федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований с казачьими обществами, определяются условия и порядок финансирования, то в зависимости от сторон договорных отношений с казачьими обществами определяется как источник финансирования соответствующий бюджет. В договоре (соглашении) должны быть отражены способы выполнения указанных услуг, порядок финансовых расчетов между сторонами.

Кроме того, источниками формирования имущества казачьего общества как некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— другие не запрещенные законом поступления (ст. 26 Закона о некоммерческих организациях).

Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, являются собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов (п. 3 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях).

Это правило соответствует общему положению п. 2 ст. 56 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» <1> в качестве дополнительных источников финансирования народных дружин из числа членов казачьих обществ, их материально-технического обеспечения могут использоваться средства казачьих обществ.

———————————

Как и любая другая некоммерческая корпоративная организация, казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Следует отметить, что традиционным видом деятельности для казаков всегда было земледелие, и в связи с этим на повестку дня встал вопрос о наделении казачьих обществ землей, для того чтобы они могли осуществлять такую деятельность.

В соответствии со ст. 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования устанавливаются п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.

  1. Основания исключения казачьего общества из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, предусмотренные п. 8 ст. 6.1 Закона N 154-ФЗ, следующие:

1) нарушение казачьим обществом Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, муниципальных правовых актов;

2) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение членами казачьего общества принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;

3) несоответствие фиксированной численности членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, численности таких членов казачьего общества, установленной органом, уполномоченным в области ведения реестра, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;

4) прекращение деятельности казачьего общества (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

  1. Правовой основой государственной службы российского казачества прежде всего является Конституция РФ, которой подтверждается право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, участвовать в управлении делами государства. Вопросы формирования системы государственной службы российского казачества Конституция РФ относит в целом к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Вместе с тем основные вопросы организации материальной основы службы, ее структуры являются компетенцией Российской Федерации.

Правовую основу государственной службы российского казачества также составляют Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) <1>; Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <2>; Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» <3>; Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» <4>; от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <5>; от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» <6>; от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» <7>; от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»; от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» <8>; Закон Санкт-Петербурга от 21 февраля 2012 г. N 37-6 «О казачестве в Санкт-Петербурге» <9>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

<3> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 572.

<4> Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

<5> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

<6> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

<7> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

<9> Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2012. N 7.

Многие вопросы правовой основы государственной службы российского казачества урегулированы подзаконными актами. Среди Указов Президента РФ следует отметить следующие: от 15 июня 1992 г. N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» <1>; от 9 августа 1995 г. N 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» <2>; от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» <3>; от 7 октября 2009 г. N 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы» <4>; от 21 сентября 2003 г. N 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <5>; от 9 февраля 2010 г. N 168 «Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <6>; от 9 февраля 2010 г. N 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <7>; от 9 февраля 2010 г. N 170 «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <8>; от 9 февраля 2010 г. N 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <9>; от 14 октября 2010 г. N 1241 «Об учреждении флагов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <10>. Большая часть из названных Указов имеет отношение к организации несения российским казачеством государственной и иной службы.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 851.

<2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3359.

<3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1955.

<4> Собрание законодательства РФ. 2009. N 41. Ст. 4734.

<5> Собрание законодательства РФ. 2003. N 39. Ст. 3739.

<6> Собрание законодательства РФ. 2010. N 7. Ст. 725.

<7> Там же. Ст. 726.

<8> Там же. Ст. 727.

<9> Там же. Ст. 728.

<10> Там же. N 42. Ст. 5353.

Определенная роль в организации государственной и иной службы российского казачества принадлежит постановлениям Правительства РФ, среди которых следует назвать Постановления от 8 июня 1996 г. N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» <1>; от 3 сентября 2001 г. N 648 «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой» <2>; от 8 октября 2009 г. N 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами» <3>; от 26 февраля 2010 г. N 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» <4>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.

<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 37. Ст. 3690.

<3> Собрание законодательства РФ. 2009. N 41. Ст. 4791.

<4> Собрание законодательства РФ. 2010. N 11. Ст. 1081.

В соответствии с распоряжением Президента РФ от 12 января 2009 г. N 15-рп «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества» <1> был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, а также утверждены Положение о Совете при Президенте РФ по делам казачества и персональный состав Совета. Совет при Президенте РФ по делам казачества является совещательным и консультативным органом, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2012. N 32. Ст. 4545.

Концепция государственной политики по отношению к казачеству была утверждена Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. N 355 <1>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 3. Ст. 210.

  1. В соответствии с комментируемой статьей казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование является способом прекращения деятельности юридического лица и представляет собой изменение его организационно-правовой формы. Отметим, что именно признаком изменения организационно-правовой формы юридического лица преобразование заметно отличается от иных видов реорганизации.

Социальные НКО (казачьи общества)

8 августа 2016 года Президент РФ В.В.Путин подписал Указ №398, в котором определены приоритетные направления работы социальных некоммерческих организаций, к которым относятся и казачьи общества. Это важнейший шаг по расширению возможностей НКО участвовать в оказании конкретной помощи населению. Речь в первую очередь идет о помощи в быту, социально-медицинских услугах, помощи инвалидам и пожилым людям, содействии социальной адаптации детей, оказании услуг в сфере дошкольного образования, социальной реабилитации граждан с алкогольной и наркотической зависимостью.

Сегодня социально ориентированные НКО и казачьи общества, общественные движения, волонтерские организации вносят существенный вклад в решение социальных проблем.

Принятый депутатами ГД в конце 2013 года Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» создал необходимые правовые предпосылки для участия общественных организаций в оказании социальных услуг. Сотни тысяч добровольцев сегодня помогают нуждающимся в больницах, хосписах, других социальных учреждениях.

Один из важных приоритетов — дальнейшее расширение деятельности социальных некоммерческих организаций и казачьих обществ.

Напомню, что по итогам гражданского форума «Сообщество», который прошел в ноябре 2015 года, Владимир Путин предложил ряд конкретных решений по поддержке НКО и казачьих обществ.

Во-первых, он объявил, что будет запущена специальная программа президентских грантов для поддержки некоммерческих организаций, работающих в малых городах и селах .

К сожалению, в некоторых регионах существуют серьезные трудности с оказанием социальных услуг из-за отсутствия разветвленной системы медицинских и социальных учреждений. Прежде всего эта проблема актуальна в сельской местности. Поэтому поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, работающих там, является для нас приоритетом.

Во-вторых, для НКО и казачьих обществ, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, должен быть установлен правовой статус «некоммерческая организация — исполнитель общественно-полезных услуг», предоставлен ряд льгот и преференций.

В июне 2016 года депутаты ГД приняли Закон, регламентирующий деятельность НКО и казачьи общества, оказывающих общественно-полезные услуги. Согласно этому Закону при соблюдении ряда условий некоммерческие организации смогут получать финансовую поддержку своей деятельности из государственного бюджета .

Реализация Закона начинается с 1 января 2017 года . Но уже в настоящее время порядка 200 организаций в 63 регионах включены в реестры поставщиков социальных услуг.

В-третьих, Владимир Путин поставил задачу поэтапно увеличить некоммерческим организациям квоту до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании соцуслуг, которые финансируются за счет бюджетов.

Помимо этого было предположено запустить механизм государственного заказа на оказание соответствующих услуг. Также необходимо принять ряд мер, которые направлены на налоговую и имущественную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Наконец, надо расширять поддержку ресурсных и добровольческих центров и центров инноваций в социальной сфере, оказывающих содействие социальным НКО.

Что касается обозначенных Президентом России приоритетных направлений работы некоммерческих организаций, Правительство РФ установило на их основании перечень 20 общественно полезных услуг и разработало критерии оценки качества их оказания. Этот перечень стал тем инструментом, который позволит серьезно повлиять на качество и уровень доступности социального и медицинского обслуживания для всех граждан России.

Сергей Баев