Гештальт группа. Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп

http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/psychosomatic/140-2008-08-20-18-03-19.html

Гештальт-группы.

История гештальт – подхода (ГТ) к работе с психокоррекционными группами тесно связана с основателем гештальт-терапии Фрицем Перлзом. ГТ, разработанная Перлзом, вобрала в себя его опыт психоаналитика, на который наложились влияния философии экзистенциализма, гешталь? и работ Райха, посвященных физиологическим мех-мам реакций сопротивления. Он искал корни проблем своих клиентов не в их прошлом, а исследовал то, как люди приспосабливаются к своему настоящему и живут в нем. Он считал, что необходимая информация о клиенте содержится уже в том, каким образом он вступает во взаимодействие с психотерапевтом и преподносит себя при первой встрече. Если экзистенциализм рассматривает то, как люди переживают свое существование, гештальт – ? исследует то, как они его воспринимают. Основатели Г-? Кёлер, Кофка, Вертгеймер подчеркивали, что воспринимающий активно участвует в процессе восприятия, он сам организует отдельные события в структуру и наделяет их смыслом. Такой взгляд был реакций на ранние теории восприятия. Перлз распространил разработанную гештальт? теорию восприятия на все функции личности. Он стал использовать концепт «фигура/фон» для описания эмоций и телесных ощущений. Райх повлиял на Перлза сущностью сопротивления – возникновение внутренних блоков при попытках изменения или понимания ч-к самого себя. В конце концов трансформируется в «телесную броню». От Райха Перлз воспринял представление о том, что сопротивление выражается в невербальном поведении, или языке тела, и при этом жесты, манеры. Мимика и позы содержат информацию, о которой сам клиент, как правило, даже не подозревает. Перлз отдавал должное и теории поля Левина, и психодраме, и биоэнергетике, и осознанию тела по Александеру. Из каждой области он заимствовал то, что считал ценным. Перл выступал против того, чтобы давать поведению причинное объяснение, он сосредоточился на взаимодействиях м\у активной личностью и средой и рассматривал поведение через призму вопросов «что?» и «как?». Хотя ГТ считается методом индивидуальной психотерапии, наибольшее распространение получила ее групповая форма. Если в ГВ и в Т-г вовлекаются в работу все участники, то в ГТ в ее наиболее чистых проявлениях, представляет собой соглашение м\у руководителем группы и одним из ее членов, к-й добровольно берет на себя роль пациента и располагается на «горячем стуле», рядом с терапевтом. Остальные члены наблюдают за лечебным процессом взаимодействия терапевта с клиентом, никак этот процесс не комментируя, но молчаливо выражая свою готовность к поддержке. Некоторые упражнения может выполнять вся группа, но чаще нет. По Перлзу значение такой позиции состоит в том, что самосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других. Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на горячем стуле. + у одного из участников происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления. Цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому читается, что для изменения личности м.б. достаточно одного лишь наблюдения. Нек-е Г-терапевты используют взаимодействия м\у членами группы. н\р горячий стул становится еще и кочующим, т.е. на нем оказывается то один клиент, то другой. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов и требуют их внимания. В последнее время растет понимание того, что ГТ вполне совместима с исследованиями групповых процессов и групповой динамики. ГТ предусматривает наличие в группе такого руководителя, к-й являясь активной и сильной личностью будет побуждать к самостоятельности и независимости и других участников. Начиная с 60-х годов, когда ГТ приобрели популярность, характерные для них приемы вошли в число основных видов консультирования и терапии. В настоящее время Г-группы (ГГ) известны своими активными руководителями, к-е способствуют развитию самостоятельности и ответственности у участников.

Главной задачей ГТ является стимуляция организмических процессов и побуждение участников к развитию осознания своего Я и продвижению к зрелости. Методики и упражнения ГТ направлены на расширение осознания. Интеграцию полярностей, побуждение участников к принятию ответственности за самих себя, усиление внимания к чувствам, анализ снов и фантазий, преодоление сопротивления.

Основными используемыми понятиями являются: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты. Фигура и фон: как показали исследования? мех-мов восприятия, все, что в данный момент представляет для ч-ка наибольшую ценность, образует фигуру, к-я выделяется в сознании на фоне всех других обстоятельств. Люди организуют получаемую информацию так, что ее наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, мене значимые отходят на задний план. Перлз использовал это при описании функционирования личности. Он предположил, что процессы, в ходе которых формируется и завершается фигура, представляющая, н\р потребность, периодически сменяют друг друга. Теория Г? гласит, что функционирование всех организмов подчиняется принципу саморегуляция. При возникновении потребности на нее переключается большая часть внимания. Соотношение м\у фигурой и Фоном: считается, что процессы саморегуляции основаны на постоянном формировании и завершении фигур или гештальтов. Гештальт – система или конфигурации, из которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью. В психокоррекционной группе фигурой считается чувство, к-е нужно выразить. Фигурой может стать гнев, разочарование, радость, сексуальное влечение и т.д. и тогда другие аспекты существования отходят на задний план. Как только потребность удовлетворена, гештальт теряет свое значение. Иногда удовлетворить потребность не удается, и тогда гештальт не м.б. завершен, потребность дне приобретает ясных очертаний фигуры. Возникает состояние общей неудовлетворенности. Неосознанные или невыраженные чувства становятся причиной многих неразрешимых проблем. Тенденция к незавершенности м.б. связана с событиями чьего-либо прошлого. ГТ помогают членам группы сделать отчетливой фигуру, которую составляют эти чувства, и тогда они м.б. наконец выражены.

Осознание и сосредоточенность на настоящем: способность формировать четкие гештальты и завершать их зависит от умения сознавать свое состояние в каждый конкретный момент. Осознание происходящего и сосредоточенность на настоящем являются ключевым понятием Г?. Чтобы удовлетворять свои потребности надо быть в постоянном контакте со своим внутренним миром и миров внешним. Внутренняя зона сознаваемого опыта включает те процессы и события, к-е происходят в теле. В хонах внешнего мира происходят события, к-е доходят до сознания в виде необработанных сенсорных сигналов, н\р громкого шума. Информация, поступающая из внутренних и внешних зон, не фильтруется и не интерпретируется. + есть средние зоны, или хона фантазий. Они включают мысли, фантазии, убеждения, установки и все, что поддается концептуализации и доступно рассудку. Перлз считал, что невротичность является результатом склонности фокусировать внимание на средних зонах в ущерб внутренним и внешним. Большая часть информации, к-ю мы получаем, осваивая культур и жизнь в обществе, относится к средней зоне. Когда мы уходим в средние зоны, то интересуемся нашим прошлым и нашим будущим. Мы не живем настоящим, и не уделяем внимание происходящему во внутренних и внешних зонах. Саморегуляция организма всецело зависит от способности осознавать, отдавать себе отчет в происходящем в данный момент, от способности полностью погрузиться в здесь и теперь.

Полярность: - это единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами такого континуума м.б., н\р «плохое» и «хорошее». Через полярности мы организуем свое восприятие внешнего мира. Каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы любим, и ненавидим своих родителей, чувствуем себя счастливыми и одновременно испытываем грусть… важно понимать, что полярности не являются несовместимыми противоположностями, а могут выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при его завершении. Принимая оба полюса, мы лучше осознаем и себя, и свои потребности. Одной из наиболее часто выделяемых полярностей – нападающий \защищающийся. Нападающий – авторитарен, защищающийся - оправдывается, бессилен и бесправен. Внутренний конфликт м\у этими полярностями часто становится предметом обсуждения в группе. Такой вид групповой работы получил название «игра в самобичевание». Нападающий и защищающийся вступают в борьбу, а ч-к при этом теряет мобильность и способность принимать решения, впадает в депрессию, испытывает чувство вины или безысходности. Через отношение полярностей м.б. описано и функционирование отдельно взятой личности. Личность рассматривается как целостное образование, состоящее из двух компонентов – эго (Я) и ид (Оно). Когда преобладают побуждения из области Эго, ч-к способен отличать то, что присуще ему, от того, что присуще всему остальному. ? устанавливаются границы эго, которые помогают индивиду сохранять свою уникальность, нетождественность с внешним миром. Когда преобладают побуждения из области ид, индивид находится в тесном контакте с окружением, границы эго расплывчаты, у него может возникать чувство идентичности со все миром. Функционирование личности в режиме ид обозначается как идентификация. Это два дополняющие друг друга аспекта личности ответственные за формирование и завершение гештальтов. Эго выделяет фигуру из фона, а ид завершает гештальт, вследствие чего фигура сливается с общим полем.

Защитные функции : Большинство проблем можно представить как результат неадекватных взаимодействий эго с окружающим миром. На угрозу или стресс мы отвечаем самоотстранением, потерей чувствительности к боли и даже галлюцинациями. Эти реакции выполняют защитные функции, они искажают или прекращают контакт с угрожающей ситуацией. Помогают приспособиться к целому ряду ситуаций – при невозможности удовлетворить какую- либо потребность или при наличии конфликта м\у несколькими потребностями. Если угрожающая ситуация сохраняется длительное время нам становится страшно совершать даже обычные действия без использования защиты. ? мы начинаем использовать защитные мех-мы даже тогда, когда реальной угрозы нет. При этом функции ид и эго нарушаются, а мы теряем контакт с миром и собственным телом. В ГТ выделяют 4 основных защитных м-ма (ЗМ): слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Слияние – это невротический м-м избегания контакта. Имеет место в случаях, когда личность не ощущает границы м\у собой и другими. Можно распознать по склонности к употреблению мы вместо Я, таким людям непросто отличить собственные мысли, чувства и потребности от чужих. В результате утрачивается способность устанавливать и прекращать контакты с другими. Ретрофлексия, интроекция и проекция – нарушение взаимодействия эго с окружением. Граница м\у эго и окружением смещается, в результате существенные аспекты личности выводятся за ее границы, либо, наоборот, в ее пределы попадает то, что на самом деле для нее органически чуждо. Ретрофлексия означает резкий поворот на себя (граница м\у личностью и окружением смещается ближе к центру личности). Происходит от того, что вместо чтобы направлять свою энергию вовне с целью изменить окружение, индивид обращает ее на себя. ? конфликт с окружением переносится внутрь. (Я должен Себя контролировать; Я так зол на себя!). в ГТ этот ч-к зол на кого-то другого, но он уже успел усвоить, что направлять гнев на реальный объект опасно. Руководитель группы может предложить в этом случае найти какой-либо повод для гнева на других участников и вступить с ними в конфронтацию. Таким образом испытывающий агрессивные чувства ч-к может найти подходящий способ разрядки.

Интроекция – это восприятие чужих убеждений и установок без критики, без попыток привести их в соответствие со своими. Граница м\у Я и внешним миром смещается глубоко внутрь личности. Попытки примирить концепции, к-е несовместимы м\у собой, ? он разрывается м\у ними на части. Наиболее ранние интроекты внедряются в личность ч-ка его родителями. Интроекты хранятся в бессознательном. Со временем отличать интроекты о собственных убеждений становится все труднее. Когда, находясь в группе, чувствительный мужчина сдерживает слезы, так как убежден, что мужчинам неприлично плакать на людях, это м.б. примером хорошего усвоения родительской установки. Проекция – противоположна интроекции. Переносит на окружение ответственность за то, что имеет причину в нем самом. При проекции граница эго четко отделяет свое от чужого, но она пролегает так, что не принимаемые аспекты личности размещаются по ту сторону границы. Задачи ГГ в активации осознавания, ослаблении ретрофлексивного напряжения. Ассимиляции интроектов и замены проекций прямым самовыражением.

Зрелость – В ГТ оптимальное состояние личности – зрелость. Чтобы ее достичь, индивид должен преодолеть свою потребность в получении поддержки со стороны окружающих и найти новые источники поддержки в самом себе. В Г? рассматривается эмоциональная зрелость. Для удовлетворения потребностей незрелая личность норовит манипулировать окружающими, вместо того чтобы брать на себя ответственность за свои проблемы и добиваться всего своими силами. Зрелость приходит, когда преодолевая страх и чувство безнадежности мы мобилизуем свои ресурсы. Мы испытываем подобные чувства тогда, когда поддержка со стороны не приходит, а свои силы кажутся недостаточными. Ситуация, в которой мы не можем получить помощь со стороны и не можем рассчитывать на свои силы представляется тупиковой. В такой ситуации зрелая личность способна пойти на риск. Перлз полагал, для достижения зрелости и выработки ответственного отношения к себе, ч-к должен как бы слущить со своей личности все неврозы, слой за слоем. Первый слой – клише. На этом уровне мы действуем стереотипно и неаутентично. Второй слой – искусственный. Здесь преобладает лицемерие, межличностные отношения поверхностны, а истинные чувства скрываются притворством. Под этим слоем – тупиковый: на этом уровне поддержки со стороны уже нет, а своих возможностей еще недостаточно. Под тупиковым находится уровень внутреннего взрыва – имплозивный слой, или слой смерти. Доходя до этого слоя, мы вступаем в соприкосновение со своим истинным Я, с тем, что было похоронено под различными защитами. Перлз утверждает, что контакт с имплозивным слоем влечет за собой внешний взрыв – эксплозивный переход к аутентичности. Искусственно создаваемая в группе критическая ситуация позволяет ч-ку принимать рискованные решения в атмосфере безопасности.

Основные процедуры : задача ГТ – стимулировать протекание организмических процессов. Долговременная цель группы – достижение зрелости посредством отказа от непродуктивных форм поведения и перехода к новым. Каждый прием должен направлять участников к достижению состояния полного функционирования и аутентичности. Для участников становятся возможными идентификация незаконченных ситуаций и эффективное разрешение связанных с ними проблем.

Для начала руководитель может предложить серию упражнений, к-е фокусируют внимание на осознании текущего момента. После выполнения добровольцу предлагают занять место на горячем стуле. Он должен придерживаться здесь и теперь, и давать подробный отчет о том, что ему при этом удается сознавать. Р-ль никак не интерпретирует сказанное и не задает никаких вопросов. Чтобы добиться успеха, сам р-ль должен придерживаться здесь и теперь (ЗИТ).

Группа может служить средством? поддержки участников. В группе необходимы как «трудяги», так и наблюдатели «зеваки». Некоторые р-ли ждут, когда атмосфера сочувствия и сплоченности сложится в группе сама, другие целенаправленно формируют ее, применяя специальные упражнения. Группа может создавать условия для осознания участниками переживаемого или ЗИТ опыта. Группа может служить основой для получения участниками опыта в рамках принципа ЗИТ, как стимул к переживанию участниками ситуации ЗИТ. Группа может выступать как активный соучастник индивидуальной работы каждого члена группы, вносящий нее элемент драматизации. : член группы может принимать участие в работе любого другого, играя роли. Задача таких помощников – сделать более насыщенным текущее переживание. Участники могут проецировать на исполняемые роли свои проблемы. Группа и происходящие в ней взаимодействия как динамичный и неизменно актуальный процесс: обычно ГГ создает фон, необходимый для индивидуальной работы. Бывает, что члены группы фокусируют внимание на групповом аспекте получаемого опыта, и тогда групповые проблемы выходят для них на первый план.

Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями, разделить на 6 категорий: они применяются для:

      развития способности осознания.

      интеграции полярностей.

      облегчения доступа к чувствам.

      работы с фантазиями

      развития чувства ответственности

      преодоления сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс м\у конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

Развитие осознания: осознание процессов, протекающих во внутренней и внешней зонах. Эти упражнения фокусируют внимание на текущем моменте. Р-ль предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматических ощущениях, при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем – сосредоточить внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можно научиться справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональными переживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления. При выполнении Г-упражнений важно работать именно с процессом осознания. В ГГ на участников не оказывают особого давления. С помощью упражнений на осознание р-ль побуждает членов группы, чтобы они воспринимали информацию из внешнего мира, никак не интерпретируя, не оценивая и не стараясь сохранить в памяти ее. (Здесь сходство с медитацией.) Осознание лежит в основе м-ки горячего стула: ослабляется отвлекающие эффекты средней зоны, в результате участники более спонтанны и сосредоточены на настоящем. Р-ль может обратить внимание участников на значимые формы из невербального поведения. Если невербальное поведение одного участника является реакцией на другого, первого можно попросить, чтобы он обратился ко второму прямо.

Интеграция полярностей : формирование и завершение гештальтов зависит от нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением. Каждый контакт – два аспекта: 1) способность четко разграничивать окружение и свое Я 2) способность выделять разные стороны своего Я. Свое окружение и самих себя мы воспринимаем как полярности. По ГТ то, что мы воспринимаем как нашу борьбу с другими – отражает подобный конфликт внутри нас. Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время пребывания в горячем стуле. В психодраме соответствующее упражнение создает возможность повторно пережить болезненную ситуацию, ГТ побуждают участника выделить обе стороны своего внутреннего конфликта и установить м\у ними диалог. Как только оба полюса полярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрировать их. Часто встречающиеся полярности: близость \ отчужденность, рациональность \ эмоциональность, эгоцентризм \ самоотверженность. Часто разбираемый пример – конфликт м\у «нападающим» и «защищающимся». Доминирующий нападающий интроецирует родительские желания и ожидания. Когда же доминирует защищающийся, создается впечатление, что он ничего не может довести до конца. М-ка пустого стула позволяет усилить позиции более слабой или подавленной стороны, так, что обе стороны получают равные возможности. н\р участник может завязать диалог м\у своими внутренними нападающим и защищающимся. Сидя на одном стуле, он выступает от имени первого, обращаясь к воображаемому второму, находящемуся на втором стуле. Через некоторое время участник пересаживается на другой стул и говорит уже с позиции нападающего. Для разрешения конфликта может потребоваться компромисс м\у обоими сторонами личности или просто спокойное признание наличия в своем Я отрицательного компонента. По мере того как две крайности вступают во взаимодействие, обе точки зрения осознаются и четко дифференцируются, смешанные чувства отделяются друг от друга и проясняются. В результате можно научиться отличать реальные события от фантазий и проекций. М-ка двух стульев - индивидуальна, но полярности можно исследовать и на уровне всей группы, когда в ней возникают межличностные конфликты. Для того, чтобы выявить спектр чувств, каждому из членов группы можно обойти всех остальных и высказать им свое неудовольствие или одобрение. (хождение по кругу).

Концентрация внимания на чувствах: одна из целей – проанализировать свои чувства. Отрицая боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение. 1) та энергия, к-я тратится на подавление отрицательных эмоций, м.б. направлена на достижение позитивных целей. 2) при открытом выражении чувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта? возможно интегрировать различные аспекты личности. Одна из методик – разыгрывание ролей. Такая работа может побудить ч-ка к проигрыванию новых форм поведения. Каждая форма поведения (ГТ), которую участник выбирает с целью преодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика помогает выявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные несоответствия, преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фона если начать утрировать их невербальные выражения. О скрытых эмоциях можно судить и по интонации.

Анализ сновидений и фантазий: Перлз считал сны самым спонтанным продуктом нашего существования. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В ГТ не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями в ГГ включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, к-е были спроецированы на вымышленные образы. Перенос на реальную почву – участник описывает сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон таким образом, ч-к вновь погружается в сновидение и повторно переживает все его события, но уже в условиях группы. Каждый объект или фигура сновидения представляет собой отчужденный фрагмент личности. Участника можно попросить представить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когда ч-к по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ и неживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, к-е до сих пор никогда не осознавал в полной мере. Другой вариант этого упражнения предусматривает описание сна с позиций присутствующих в нем существ или объектов. При этом не обязательно рассматривать весь сон целиком, достаточное кол-во информации может содержаться даже в его небольшом фрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает затруднения, можно исследовать фантазии или грезы наяву. Если основу сновидения составляет обсуждение или спор, можно воспользоваться м-кой пустого стула. В Г-упражнении для наглядности роль фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Это нужно, чтобы обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы или чтобы воспроизводить услышанные фразы (в отличие от психодрамы – и только за этим).

Принятие ответственности: мех-мы развития любого невротического состояния связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя. Особенное внимание в ГГ – чтобы каждый прямо обращался к другому, а не обсуждал его в третьем лице. Не поощряются сплетни, советы, умствования, рассуждения на? темы, нарушение границ чужого Я. Рук-лю следует быть внимательным к случаям употребления участниками местоимений мы или вы, когда они на самом деле имеют в виду себя. При изменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо, мне следует» на «я не буду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя ответственность за свои мысли и т.д. Рук-ль также побуждает к замене союза «но» на «и». «Но» мешает говорящему принять ответственность за самого себя. + не поощряются вопросы – рекомендуется менять вопросительные предложения на утвердительные, чтобы они могли выявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других. Ответственности способствует осознание того, как мы сами позволяем другим принимать за нас решения. Одной из причин перекладывания ответственности является уверенность в том, что его чувства вызваны другими людьми и что он – жертва чужого влияния. Ру-ль - экран для проекции ограниченных возможностей членов группы. Отказываясь реагировать на жалобы и обвинения участников, он фрустрирует их и тем самым вынуждает выискивать свои внутренние ресурсы и, ? принимать ответственность.

Преодоление сопротивления: обычно сопротивление – это препятствия, чинимые клиентом терапевту, к-й заботится о его благе. В ГГ сопротивление проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Это следует рассматривать как признак определенных отношений м\у терапевтом и клиентом. Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе. Р-ль ГГ использует сопротивление для расширения самосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейся неспособности клиента что-то сделать. ? сопротивление – это не преграда, а обстоятельство, к-е можно использовать, чтобы расширить самосознание. С-е используется для уменьшения риска возникновения негативных чувств и ограничивает свободу. Р-ль может предложить упорствовать в своем сопротивлении, н\р повторяя фразу: «Я не буду этого делать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу избежать, так это ….». С-е может находить выражение и в мышечном напряжении – р-ль может привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д. Защитные функции могут проявляться в форме ослабления остроты сенсорного восприятия (ч-к может не слышать того, что ему говорят, не видеть того, что он делает…). Подавление переживаемых чувств может отразиться на характере дыхания. С физиологическими проявлениями с-я можно работать, используя м-ку пустого стула (диалог с напряженным участком тела). В ГГ нет установки на то, чтобы сводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать наличие у себя с-я и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознание стимулирует к дальнейшему продвижению, к-е м.б. связано с риском пережить заблокированные чувства.

Оценка: Гештальт-кредо подразумевает готовность ч-ка взять на себя ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а также понимание им своей природы. Теория ГТ стала основой для разработки множества упражнений и экспериментальных приемов. Но ГТ не предусматривает предоставления уже готового набора м-к работы в группе. Лучшими руководителями ГГ являются те, кто постоянно экспериментирует с методиками, ищет новые подходы.

Классическая гештальт-группа
Гронский Андрей

Гронский А. Классическая гештальт-группа. // Российский гештальт (выпуск 3) / Под ред. Н.Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. - Новосибирск: Научно-практический центр психологии НГУ, 2001. – С. 62-69.

Под классической гештальт-группой мы понимаем модель групповой работы разработанной Ф.Перлзом и активно используюмую им в 60е гг. в Эсалене. При этой модели работы в фокусе внимания группы находится участник, который вышел на «горячий стул» и с помощью терапевта работает со своими личностными проблемами, сновидениями, фантазиями или другим психологическим материалом. Несмотря на свои ограничения, эта модель актуальна и поныне, особенно в группах имеющих дидактические цели, и в группах ориентированных на личностный рост. Очевидно, что при таком стиле работы ведущий должен свободно владеть практикой проведения индивидуальных сессий. Однако, чтобы групповая работа была успешной для него не менее важно быть чувствительным к групповым процессам, уметь их регулировать и использовать в терапевтических целях.Иначе, даже при самомблагоприятном развитии событий, группа превратится лишь в демонстрацию работы терапевта, театр одного актера, и будет утрачен ее собственный терапевтический потенциал. Именно этим умениям ведущего посвящена данная статья.Изложенные в статье выводы основываются на нашем опыте прохождения образовательных программ по гештальт-терапии под руководством Н.Б. Долгополова с участием других тренеров, в том числе Г. Платонова, а также на личном опыте проведения групп личностного роста и гештальт-групп в рамках первой ступени гештальт-терапии совместно с Т.П. Пушкиной.
Для начала, вкратце вспомним основные групповые феномены (такие как способы регулирования границ контакта и групповые потребности) и проанализируем их влияние на терапевтическую работу. Феномены жизни группы могут проявляться в любой последовательности, хотя, как нам известно из социальной психологиии, их появление чаще имеет определенную фазность. Решимся перефразировать гештальт-языком известную классификацию фаздинамики малых групп, включающуюстадии ориентации и зависимости, конфликтов и протеста, развития связей и сотрудничества и стадию целенаправленной деятельности. Исходя из нее, можно сказать, что в самом начале группы, фазе ориентации и зависимости, преобладает интроективный способ регуляции границ контакта («Скажите, что нам делать?») и проективно-ретрофлексивный механизм («Безопасно ли здесь проявлять себя? Что у него (у них) на уме? Можно ли доверять руководителю и участникам?»). При этом за механизмами защиты стоят потребности в безопасности и принятии. При дальнейшем развитии группы на первый план выходит проективный способ регуляции границ, потребности в проявлении и утверждении себя (фазаконфликтов и протеста). На третьей стадии (стадия сотрудничества) на первый план выходит конфлюентный механизм - формируется чувство Мы. Участники стремятся избегать проявления негативных чувств, избегать конфликтов. Однако если конфлюэнция становится чрезмерной, это приводит к трудностям выделения участниками себя из группы («Мы все вместе», “Мы все хорошие”). Высокая конфлюэнтность приводит к затруднению индивидуального самовыражения.Далее способы регуляции границ используемые участниками приобретают сбалансированный характер (стадия целенаправленной деятельности), в группе допускается выражение как теплых, так и агрессивных чувств, конфликты не замалчиваются, а обсуждаются.
При чрезмерной выраженности защитных механизмов на первых двух стадиях терапевтическая работа в группе оказывается заблокированной - нет желающих выходить на “горячий стул”, а если кто и вышел, терапевтические сессии оказываются вялыми и не вызывают эмоционального отклика у группы. Ретрофлексия делает невозможным спонтанное выражение чувств как со стороны работающего на “горячем стуле” клиента, так и со стороны группы. Проективные механизмы напротив приводят к большому количеству неадекватных обратных связей - либо в виде прямой агрессии (проистекающей прежде всего из непроявленных внутригрупповых отношений), либо в виде наставлений как нужно жить. И первая, и вторая ситуация ятрогенны для клиента, и хотя он вышел на “горячее место”, после него врядли кто-нибудь решится повторить этот ” подвиг” и “бросится на амбразуру”. Другими словами, для этого клиента группа не выполнила своей терапевтической роли, а стала дополнительным психотравмирующим агентом.
Высокая конфлюэнтность во второй фазе приводит к затруднению выражения негативных чувств друг другу. С другой стороны, агрессия наиболее вероятно будет направляться на того, кто пытается отстоять свою автономию в группе - несогласный с групповыми нормами рискует стать “козлом отпущения”. Т.о. чрезмерная выраженность защитных механизмов и неумение с ними справиться ведущего придает группе антитерапевтический характер.
Следует сказать об особенностях динамики классической гештальт-группы. Поскольку она не фокусируется непосредственно на развитии внутригрупповых отношений, групповые потребности выражаются опосредованно в процессе индивидуальных сессий через идентификацию участников с работающим на “горячем стуле” и в процессе предоставления группой обратной связи. Индивидуальная терапевтическая динамика участников достигаетсяне только благодаря личной работе на “горячем стуле”, но и в связи с процессом идентификации, и в связи с приобретением опыта выражения чувств в промежутках между индивидуальными сессиями. Показателем хорошей динамики группы следует считать возрастание открытости участников, как тех, кто предъявляет свои проблемы, так и тех, кто дает обратную связь. Повышение открытости проявляется в предъявлении более интимных проблем, выражении более широкого спектра чувств и с большей интенсивностью их проявления. Преодоление неадекватныхспособов регуляции границ мобилизует собственный терапевтический потенциал группы. На наш взгляд, терапевтическая роль участников классической гештальт-группы заключается в эмоциональном принятии предложившего свою проблему и впредоставлении ему адекватной (точной и не наносящей неоправданных ран) обратной связи. Т.о. в задачи ведущего входит работа с защитными механизмами, препятствующими терапевтическому процессу и мобилизациятерапевтического потенциала группы. На наш взгляд ведущему стоит задавать себе следующие методологические вопросы: Какие защитные механизмы действуют в группе? Каков общий эмоциональный фон в группе? Каковы доминирующие групповые потребности? Какие действия можно предпринять для преодоления чрезмерных сопротивлений?

Рассмотрим примеры работы с некоторыми групповыми феноменами.

Групповая ретрофлексия

Ретрофлексивная позиция группы является обычным и нормальным феноменом в начале занятий вновь сформированной группы или при появлении незнакомого ведущего в уже сформированной, например учебной группе, даже если для ее участников в целом не характерно ретрофлексивное поведение.Ретрофлексивные феномены могут сохраняться в группе длительное время в случаях, если ведущий не провел работы по созданию атмосферы безопасности или проигнорировал непроявленные отношения между участниками. Такую ретрофлексию можно назвать ситуационно обусловленной. Ретрофлексивный способ регуляции границ группой может сохраняться долго, если ретрофлексивное поведение является характерологической особенностью большого количествачленов группы. Суммируясь из индивидуальных векторов, оно создает ретрофлексивный характер всей группы.
Ситуативная ретрофлексия в начале групповых занятий обусловлена действием проективного механизма, и задачей ведущего является «разоблачение» негативных проекций. Основной стратегиейстановится помощь в увеличении количества контактов внутри группы, в результате которых негативные проекции разрушаются. Конкретными приемами могут быть побуждение участников к свободной дискуссии, упражнения на групповое взаимодействие и на взаимодействие в парах. По нашему опыту хороший эффект для снятия напряжения в начале группы дает выполнение упражнения «континуум осознания» в парах участников, кроме того оно имеет важную дидактическую роль и настраивает участников на самоосознание. Наряду с этим полезную функцию играет выполнение континуума осознания на «горячем стуле» при помощи ведущего. Эта процедура помогает снизить страх перед выходом на «горячее место», перед руководителем и группой, стимулировать процесс осознавания проекций. Для достижения последней цели ведущему стоит фокусировать внимание работающего участника не только на внутренних ощущениях, но и на группе и ее отдельных членах. Это также стимулирует обратные связи участников. При ретрофлексии связанной с непроявленными внутригрупповыми отношениями ведущий может посвятить часть времени их прояснению. Его действию в этом случае подробно описаны нами в статье «Дидактическая модель работы с групповым процессом».

Ретрофлексия и работа в режиме индивидуальных сессий

При работе в режиме индивидуальных сессий действие ретрофлексии оказывается двусторонним. Ретрофлексия работающего участника приводит к недостаточному проявлению чувств, что может вызывать у участников группы реакцию скуки и стоящего за ней раздражения. Ретрофлексивная позиция группы препятствует получению, работавшим со своей проблемой участником, достаточной обратной связи, что может переживаться им как эмоциональное отвержение. Действия ведущего в этом случае заключаются в том, что он подает пример эмоциональной экспрессии, активно обращается к участникам с просьбой дать обратную связь (в том числе возможна структурированная процедура, когда участникам предлагается высказаться по кругу), с помощью вопросов фокусирует внимание членов группы на эмоциональных переживаниях. Ведущий может поддерживать задавание группой вопросов, работающему участнику («Вы поняли какая у него проблема? Кто-нибудь хочет уточнить?»). Если задаваемые вопросы уводят от сути дела (например, обращены исключительно к интеллекту и прерывают эмоциональные переживания), то терапевт может комментировать это и предлагать их переформулировать (например, заменить «почему» на «что»). С целью активизации ретрофлексивного участника ведущий может запросить обратную связь группы еще во время индивидуальной сессии или привлечь его внимание к поведению группы («Замечаешь, что происходит с группой? Кажется,все скоро уснут»). Для активизации ретрофлексивной группы, ведущий может вовлекать ее в действие, например, поощряя работающего участника опробовать новые способы поведения во взаимодействии с группой (техника круга), привлекая участников группы к исполнению ролей. Не только отдельные участники, но ився группа может играть какую-либо часть клиента (например, его внутренний обвиняющий голос).
В целом, при ситуативной ретрофлексии действия ведущего направлены, прежде всего, на осознание и изменение вызвавшей ее ситуации. При работе с характерологической ретрофлексией отдельного участника или группы ведущий использует тактику перемежающейся поддержки и провокации, вызывающей эмоциональные реакции.

Работа с проективной группой

Ситуация в проективной группе противоположна ситуации в ретрофлексивной. Если в ретрофлексивной группе ведущему необходимо «растопить лед», чтобы группа ожила, то в проективной группе ему нужно уметь справляться с активностью, которая приобретает ятрогенный характер для ее членов.

Индивидуальная работа в проективной группе

Тактика ведущего в отношении интроективной группы

Интроективная позиция группы является нормальной в начале цикла групповых занятий. Ведущий использует интроективный механизм для введения терапевтических норм в групповую работу. Преждевременная фрустрация интроективного механизма может спровоцировать чрезмерную тревогу и агрессию, поэтому на первых этапах ведущий активно направляет работу группы, предоставляя информацию, предлагая упражнения и формы работы. Однако, если он слишком долго выполняет эту роль, то это негативно сказывается на развитии группы - у участников не формируется чувство ответственности за свою жизнь в группе. Если интроективный механизм проявляет себя через высказывание участникамииррациональных убеждений («Вы должны руководить нами», «Никому нельзя довериться полностью»), ведущий может вступать в конфронтацию с этими убеждениями лично или привлекать к дискуссии группу.

Конфлюэнтная группа

В задачи ведущего входит поддержание акцента на автономии участников, а также защита участников, которыепрерывают конфлюэнцию от агрессии группы. Конфлюэнция может появляться уже на самых ранних стадиях развития группы и является полезным феноменом, т.к. обеспечивает силы сплочения («У нас общие проблемы. Мы похожи»). Однако, если она чрезмерна, то это блокирует выделение участниками своих индивидуальных проблем и работу с ними, проявление аутентичных чувств. За конфлюэнцией стоит тревога и чувство небезопасности, которое наиболее остро в начале группы. Поэтому ведущему следует осторожно обращаться с этим феноменом, чтобы не превысить переносимый для группы порог тревоги и соответственно невызвать усиление центробежных сил. На более позднем этапе, когда формируется устойчивое чувство Мы, попытка кого-либо из участников выйти из привычного слияния (например, несогласие с нормой говорить на принятом в группе языке, или желание уйти из группы), приводит к активизации направленной на него групповой агрессии. В этом случае ведущему следует поддержать его право на автономию, если только его поведение не грозит нарушением групповой работы. В то же время полезно помочь участнику осознать реакцию группы на нарушение конвенциальных норм. Феномен конфлюэнции также затрудняет осознание личностных проблем участниками, приводит к неспособности сформулировать доминирующую проблему. В этом случае могут быть полезны упражнения активизирующие контакт с чувствами, будь то разыгрывание ситуаций или медитативные упражнения, помогающие участникам осознать свои проблемные зоны.

Значение сеттинга

На взаимодействие в группе оказывает влияние пространственное расположение участников и терапевта. Постановка горячего стула рядом со стулом терапевта, в отличие от сеттинга при методе работы по типу «блуждающего горячего места», позволяет достичь дополнительной энергетической мобилизации клиента, решившего выйти на «горячий стул», а также обеспечивает более интенсивный контакт с терапевтом. В частности, терапевт имеет больше возможностей оказать поддержку работающему клиенту.
Нам известны два основных варианта сеттинга в классической гештальт-группе (мы не рассматриваем вариант, когда стулья терапевта и клиента стоят на сцене в виде возвышения). При одном варианте стулья терапевта и клиента стоят в общем кругу, при другом - стул терапевта и «горячий стул» расположены в центре круга. На наш взгляд, первый вариант имеет те преимущества, что ведущему проще наблюдать за реакциями участников и поддерживать контакт с группой. Кроме того, находясь в кругу, участник ощущает большую поддержку членов группы. При положении в центре круга, ведущий и работающий участник оказываются в выделенном положении, как бы в центре амфитеатра со зрителями. При этом затрудняется контакт ведущего с группой, по крайней мере, для этого требуются дополнительные телесные движения. На наш взгляд, эта позиция более оправдана в демонстрационной, а не в терапевтической группе.

Резюме

В этой статье мы постарались кратко проанализироватьв терминах гештальт-подхода феномены групповой динамики, которые могут существенно влиять на характер индивидуальной терапевтической работы в гештальт-группе и на личную терапевтическую динамику участников. Очевидно, что предложенная в статье схема анализа групподинамических факторов и арсенал возможных тактик ведущего не являются полными. Нам было бы интересно встретить публикации, затрагивающие эту проблематику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гронский А., Пушкина Т. Дидактическая модель работы с групповым процессом. // Российский гештальт / Под ред. Н.Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. - Новосибирск: Научно-практический центр психологии НГУ, 2001. – С. 57-79.

2. Гингер С., Гингер А. Гештальт - терапия контакта. - Спб., 1999.

3. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М., 1996.

4. Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия дословно. - М.,1998.
5. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия.Контуры теории и практики. - М., 1997. 6. Спиваковская А.С.Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). - М.,1988. 7. Энрайт Дж. Гештальт ведущий к просветлению. - Спб., 1994.

© Новосибирский Гештальт Центр

– психотерапевтическая группа, ориентированная на поиск и решение личностных проблем методом гештальт-терапии, разработанным Ф.С.Перлзом и его последователями.

Внешнее отличие практики гештальт-групп от Т-групп и групп встреч заключается в том, что руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е.

Сесть на так называемое "горячее место". Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на "горячем стуле". В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.

Основными используемыми понятиями являются: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты. Фигура и фон: что в данный момент представляет для человека наибольшую ценность, образует фигуру, которая выделяется в сознании на фоне всех других обстоятельств. Люди организуют получаемую информацию так, что ее наиболее значимые составляющие занимают в сознании центральное место, менее значимые отходят на задний план.

Полярность - это единичный оценочный конструкт или континуум. Полюсами такого континуума могут быть, например «плохое» и «хорошее». Через полярности мы организуем свое восприятие внешнего мира. Каждый из нас испытывает противоположные чувства: мы любим, и ненавидим своих родителей, чувствуем себя счастливыми и одновременно испытываем грусть… Важно понимать, что полярности не являются несовместимыми противоположностями, а могут выступать в качестве неразрывного единства при формировании гештальта и при его завершении. Принимая оба полюса, мы лучше осознаем и себя, и свои потребности.

Защитные функции, они искажают или прекращают контакт с угрожающей ситуацией. Помогают приспособиться к целому ряду ситуаций – при невозможности удовлетворить какую- либо потребность или при наличии конфликта между несколькими потребностями. Если угрожающая ситуация сохраняется длительное время нам становится страшно совершать даже обычные действия без использования защиты. Тогда мы начинаем использовать защитные механизмы даже тогда, когда реальной угрозы нет.

Характерные для ГГ процедуры можно, в соответствии с их функциями, разделить на 6 категорий: они применяются для:

1. развития способности осознания.

2. интеграции полярностей.

3. облегчения доступа к чувствам.

4. работы с фантазиями

5. развития чувства ответственности

6. преодоления сопротивления. Процедуры ГТ действенны, они позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Руководителю ГГ необходимо соблюдать баланс между конфронтацией, фрустрацией и поддержкой.

Развитие осознания: осознание процессов, протекающих во внутренней и внешней зонах. Эти упражнения фокусируют внимание на текущем моменте.

Интеграция полярностей: формирование и завершение гештальтов зависит от нашей способности четко определять свои потребности и вступать в контакт с окружением. Каждый контакт – два аспекта: 1) способность четко разграничивать окружение и свое Я; 2) способность выделять разные стороны своего Я.

Концентрация внимания на чувствах: одна из целей – проанализировать свои чувства. Отрицая боль, мы связываем себя незаконченным действием. Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти свое полное выражение.

Анализ сновидений и фантазий: Перлз считал сны самым спонтанным продуктом нашего существования. Теоретически образы сновидения – фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В ГТ не приписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе. Работа со сновидениями и фантазиями в ГГ включает два процесса: перенос их на реальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, к-е были спроецированы на вымышленные образы.

Принятие ответственности: мех-мы развития любого невротического состояния связаны с неспособностью индивидуума полностью отвечать за себя.

Преодоление сопротивления: В ГГ сопротивление проявляется в отказе выполнять предлагаемые упражнения. Это следует рассматривать как признак определенных отношений м\у терапевтом и клиентом. Сопротивление показывает, какими способами участник мешает сам себе.

Основные принципы гештальткоррекции

1. Принцип "здесь и сейчас". Это функциональная концепция того, что делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью "сейчас", а то, что происходило несколько минут назад, не является "сейчас".

2. Принцип "Я- ты" выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми.

3.Принцип субъективизации высказываний. Психолог предлагает клиенту заменять объективизированные формы типа на субъективизированные: "Я …". Это помогает клиенту рассматривать себя как активного субъекта.

4."Континуум сознания" метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализации и интерпретации. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Виды работы в гештальт-группе

1. Драматизация. Эта группа процедур основана на развитии в драматизированной форме определенного аспекта существования клиента, выявляемого им в коррекционной ситуации. Началом действия может послужить какое-то высказывание или жест клиента, привлекшие внимание психолога. В дальнейшем путем анализа содержания, заключающегося в первоначальном высказывании или жесте, клиент в сотрудничестве с психологом постепенно подводится к сложному действию в форме вербально-двигательной монодрамы, направленной на полное выявление значения и эмоционального содержания. Психолог помогает клиенту осуществлять поиск соответствующих форм экспрессии, предпринимать действия, стимулируемые очередными переживаниями, раскрыть значение и смысл всей сцены и отдельных ее элементов. Драматизация может касаться различных содержаний и сторон личности клиента, например незаконченных ситуаций из прошлого, актуальных ситуаций, желаний, установок и т. п.

3. Работа с фантазией. В гештальттерапии существует ряд упражнений с использованием фантазий, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих клиентам идентифицировать и в ряде случаев исправлять фрагментарные аспекты их личности. Ценность этих упражнений состоит в том, что пациенты могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались. Например, клиенты могут представить себе, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его, уносят с собой какой-то предмет. Или вообразить, что они цветы и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, дождь, ветер.Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

4. Работа со сновидениями.

5. Домашняя работа. Домашняя работа клиента должна быть направлена на определенную область его конфликта. Руководитель может, например, предложить клиенту следующие действия.

Группы психологической поддержки в гештальт формате

Занятия в гештальт-группах – для тех, кто хочет научиться распознавать и уметь проявлять эмоции, что побуждает к развитию осознания собственного Я и продвижению к зрелости.

Как проходит работа в психотерапевтической группе?
Обычно все начинается с преконтакта, в течение которого каждый, как правило, в творческой форме сообщает о себе. Это способствует личной включенности в работу. Затем по очереди каждый участник «вызываетсяпоработать» со своими затруднениями при поддержке терапевта. Остальная часть группы служит «зеркалом», усилителем излагаемой ситуации и затем участвует в эмоциональном обмене. Также бывают моменты, когда вся группа включается вобсуждение общей темы, которая появилась в течение дня. Как правило, во время работы появляютсялюди, которые хотят прямо сейчас заняться решением какой – нибудь своей животрепещющей проблемы. Руководитель можетпредложить добровольцу занять место на «горячем стуле» — в центре круга, напротив психотерапевта. Доброволец должен придерживаться принципа «здесь и сейчас» и отдавать себе отчет о содержании своего сознания. Руководитель не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца и таким образом поддерживает его в попытках сознавать чувства и невербальные контакты. Они вместе, руководитель и доброволец, создают ситуацию «сознавания настоящего» . Для того чтобы достичь успеха, руководитель группы должен сам придерживаться принципа «здесь и сейчас», взаимодействовать с членами группы с позиции неподдельности, а также уметь творчески использовать гештальт эксперименты и выбирать те упражнения, которые наиболее соответствуют в данный момент потребностям членов группы.По Перлзу, значение такой позиции состоит в том, чтосамосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других.Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на «горячем стуле».

Кроме того, когда у одного из участников происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления, цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. И находясь на «горячем стуле» ты через много лет заявляешь своему папочке или своей бывшей возлюбленной и т.п…:

«Отстань от меня, наконец!» И сам, исполняя роль папы,огрызаешься, предъявляешь претензии, упрекаешь, одним словом -реагируешь. Ты говоришь все, что давно мечтал сказать, и напряжение уходит - ситуация завершена. Ты - свободен. Ты вернулся в настоящее. Поэтому считается, что для изменения личностиможет быть достаточно одного лишь наблюдения.

В некоторых гештальт-группах работа не ограничивается общением руководителя с одним из участников. «Горячий стул» становится еще и «кочующим», то есть на нем оказывается то один клиент, то другой. В каждый данный момент работа идет только с одним членом группы, но в беседу когда угодно могут по собственному почину включиться другие. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех её членов и требуют их внимания. Таким образом, все участники вовлекаются в групповой процесс и попадают под воздействие индивидуальной терапии . В последнее время растет понимание того, что гештальт-терапия вполне совместима с изучением группового процесса и групповой динамики. В тех гештальт-группах, которые признают важность групповых процессов, ярко проявляется социальная взаимодействующая природа индивидуально-личностной работы. Если какой-то член группы просит о помощи, то наверняка найдутся и члены группы, которые негативноотнесутся к его просьбе, и члены группы, которые окажут помощь и поддержку. В такой модели все межличностные действия и попытки общения признаются необходимыми и поощряются.Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и подлинности.Каждый раз, когда руководитель фокусирует внимание группы на сознавании процессов, принадлежащих внутренней и внешней зонам, способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением и с самими собой возрастает. Концентрированность эмоций и переживаний - одна из особенностей гештальт-группы. Гештальт-терапия предусматривает наличие в группе такого руководителя, который, являясь активной и сильной личностью, будет побуждать к самостоятельности и независимости и других участников. Конечная цель гештальт-терапии - самореализация .

Основные процедуры работы в группах.

В гештальте существует три большие формы терапевтической практики: отдельные семинары, пролонгированные группы и тематические семинары.

  • Отдельные семинары

Как правило, они длятся три - пять дней и позволяют ознакомиться с гештальт- терапией или стилем работы какого-либо практикующего терапевта, иногда они имеют какую- нибудь направленность или тематику, например – о взаимоотношениях
в браке, в коллективе и т.п.

  • Тематические семинары

Они позволяют установить связь между различными направлениями, например между гештальтом и бизнесом, гештальтом и театром, гештальтом и семейной системой, или предлагают сфокусироваться на определенной теме - снах, сексуальности, своих симптомах, отношениях в семье, собственных страхах и фобиях и прочих проблемах.

  • Пролонгированные группы .

Это длительные терапевтические группы, которые бывают как открытыми(в которые могут входить и выходить люди), так и закрытыми(после нескольких занятий, группа закрывается, и новые члены не принимаются). Они могут быть как среднесрочными – цикл встречь, направленных на решение конкретных проблем, которые кроме того, дают и общий терапевтический эффект, так и долгосрочными, направленными на достижение личностной зрелости путем избавления от незавершенных гештальтов, старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, ведущих к повышению осознанности и повышению уровня качества жизни. Конечная цель гештальт-терапии самореализация.
Только удовлетворив потребность в самореализации, человек может стать здоровым, творческим и независимым. Достичь самореализации трудно. Это процесс, а не законченное состояние.

На гештальт-группах вы можете:

  • Научиться
      • сознавать свои актуальные потребности и желания;
      • ценить себя, собственную жизнь, свои достижения;
      • сохранять себя, свою цельность;
      • пользоваться поддержкой других людей;
      • переживать всю полноту ощущений и чувств;
      • радоваться и любить жизнь и себя в ней;
      • действовать творчески, быть спонтанным;
      • воспринимать мир дающим и благостным;
      • продуктивно взаимодействовать с миром
  • Развить
      • навыки, позволяющие достигать желаемого;
      • большую осознанность себя, своего тела, своих чувств, окружения;
      • чувствительность к внутренним процессам и к окружающему
  • Выработать
      • собственную позицию, найти внутренний стержень, силу и опору в самом себе;
      • способность переходить к активным действиям
  • Получить
      • новый опыт взаимодействия с людьми;
      • безопасное пространство для отработки новых моделей поведения

И стать сильной, уверенной, спонтанной творческой личностью! Проблематика: межличностные отношения, внутриличностные конфликты, отношения в семье, расставания, утрата, стрессовые ситуации, недовольство жизнью, подавленная жизненная активность.

В работе группы используются :

  • групповые упражнения и эксперименты, направленные на повышение осознанности;
  • индивидуальная терапия в пространстве группы, ориентированная на запрос клиента;
  • обратные связи от участников группы, повышающие осознанность и багаж опыта взаимодействия с миром.

В целом, можно говорить о том, что, занятия в гештальт группах способствуют более полному осознанию себя и внешнего мира, помогает во многом избавиться от невротических и других болезненных симптомов, научиться чувствовать свои эмоции, возникающие образы, физические проявления в организме, возникающие как реакция на внешние раздражители.Человек перестаёт быть инфантильным и принимает на себя всю полноту ответственности за свои поступки, свои реакции, свою жизнь.Он не только получает устойчивый эффект ощущения полноты и радости жизни, избавляется от своих скрытых психологических проблем, но и открывает в себе много новых талантов и способностей.

Руководитель психологической студии «ВЕК»

Вера Константинова, 2012 год

Внешнее отличие практики гештальт-групп от Т-групп и групп встреч заключается в том, что руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е. сесть на так называемое "горячее место". Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на "горячем стуле". В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.

Ключевыми понятиями гештальт терапии являются осознание и сосредоточенность на настоящем . Саморегуляция зависит от осознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способности жить текущими заботами. От участников гештальт-групп требуется, чтобы они не обращались к прошлому опыту и не думали о будущем.

Основные формы работы гештальт-групп
1. Клиент-центрированная терапия.
2. Группо-центрированная терапия.
3. "Мастерская".

Принципы и технические процедуры, используемые в гештальт коррекции, связаны с настоящим.

Основные принципы гештальт коррекции

1. Принцип "здесь и сейчас" . Это функциональная концепция того, что делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью "сейчас", а то, что происходило несколько минут назад, не является "сейчас". "Живи сейчас, пусть тебя заботит настоящее, а не прошлое или будущее".

Гештальт коррекция исходит из того, что люди тратят свою энергию на сожаление о прошлом или на тревоги и опасения, связанные с будущим, вместо использования энергии для решения насущных задач. "Здесь и сейчас" выступает существеннейшим моментом психологического процесса, когда психолог побуждает клиента оставаться в потоке актуальных переживаний, не выходя из него и тем самым научаясь соотносить свое переживание ситуации с самой ситуацией.

2. Принцип "Я-ты" выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены коррекционной группы направляют не по адресу, не конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасение и нежелание говорить прямо и однозначно.

Психолог побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний . Психолог предлагает клиенту заменять объективизированные формы типа: "Что-то давит у меня в груди", на субъективизированные: "Я подавляю себя". Это помогает клиенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым делаются разные вещи.

4. "Континуум сознания" является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализации и интерпретации. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Виды работы в гештальт-группе

1. Драматизация . Эта группа процедур основана на развитии в драматизированной форме определенного аспекта существования клиента, выявляемого им в коррекционной ситуации. Началом действия может послужить какое-то высказывание или жест клиента, привлекшие внимание психолога. В дальнейшем путем анализа содержания, заключающегося в первоначальном высказывании или жесте, клиент в сотрудничестве с психологом постепенно подводится к сложному действию в форме вербально-двигательной монодрамы, направленной на полное выявление значения и эмоционального содержания. Психолог помогает клиенту осуществлять поиск соответствующих форм экспрессии, предпринимать действия, стимулируемые очередными переживаниями, раскрыть значение и смысл всей сцены и отдельных ее элементов.

Драматизация может касаться различных содержаний и сторон личности клиента, например незаконченных ситуаций из прошлого, актуальных ситуаций, желаний, установок и т. п. Ход некоторых процедур приобретает иногда особенно драматическую форму, однако психолог не должен стремиться к достижению внешних, "эстетических" эффектов, поскольку желаемый результат вызывается не богатством экспрессии, а изменением внутренней системы значений, связанных с выполняемыми действиями.

2. Направление поведения . В некоторых ситуациях психолог предлагает выполнить определенные действия, дает инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент. Такие инструкции не определяют, как клиенту следует поступать в жизни, они только указывают направление конкретного поведения во время коррекционной работы. Такой эксперимент вызывает определенные переживания, способные изменить точку зрения клиента на его прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.

Например, человека, который при разговоре постоянно как бы постанывает (охает), но не сознает звучания своего голоса, психолог может попросить намеренно усиливать стон во время разговора. Человека с очень тихим и мягким голосом можно попросить говорить так, как если бы окружающие находились на большом расстоянии от него. Тому, кто обыкновенно говорит напыщенно и величаво, можно предложить обратиться к другим участникам группы со специальной торжественной речью. Хотя эта процедура содержит некоторые элементы драматизации, однако она ограничена специфическим поведением и направляется инструкцией психолога. Предложения психолога предоставляют клиенту возможность испытать поведение, которого тот избегает или которое является для него новым, трудным. Испытание и проверка этого поведения может раскрыть какие-то важные аспекты его личности.

Например, клиенту, который очень неохотно высказывался в группе, опасаясь мешать ее работе, психолог предложил время от времени мешать остальным участникам группы. Он начал вести себя согласно инструкции и действительно мешал работе, однако по мере вовлечения в групповую дискуссию его поведение менялось и в результате превратилось из помехи в конструктивное лидерство. Инструкция психолога не состояла в научении клиента мешать другим, а предоставляла ему случай высвободить свою энергию, заблокированную и связанную представлением о себе как непрошеном госте среди других людей.

3. Работа с фантазией . В гештальт терапии существует ряд упражнений с использованием фантазий, иллюстрирующих процесс проекции и помогающих клиентам идентифицировать и в ряде случаев исправлять фрагментарные аспекты их личности. Ценность этих упражнений состоит в том, что пациенты могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые никогда полностью ими не осознавались, например игра "Старый заброшенный магазин". Инструкция по выполнению упражнения может быть дана всем членам группы: "Лягте на пол, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте, что вы идете вниз по городской улице поздно ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, но, если заглянуть в них, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернетесь в город. Опишите предмет, обнаруженный вами за окном заброшенного магазина. Затем вообразите себя этим предметом, описывая его от первого лица. Как вы чувствуете себя? Почему вы оставлены в магазине? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут "станьте собой" и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему?", а затем участники поочередно сообщают содержание своей фантазии.

Существует много вариантов этого упражнения. Например, клиенты могут представить себе, что они гуляют по старому большому дому, а когда покидают его, уносят с собой какой-то предмет. Или вообразить, что они цветы и описать свой цвет, форму, соцветия, почву, на которой произрастают, то, как они ощущают солнце, дождь, ветер. Идентифицируясь с предметами, клиенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.

4. Работа со сновидениями . Большое внимание гештальт терапевты уделяют работе над сновидениями. Перефразируя 3. Фрейда, Ф. Перлз говорил, что "сон - это королевская дорога к интеграции личности". В отличие от психоанализа, в гештальт терапии не интерпретируются сновидения, а "прорабатываются ". Ф. Перлз считал сновидение проекцией личности, а отдельные элементы сновидения - отчужденными частями личности. Для достижения интеграции необходимо совместить различные элементы сновидения, признать своими спроецированные, отчужденные части личности. С помощью "проработки " отдельных элементов сновидения посредством отождествления с ними и произнесения от их имени монологов обнаруживается скрытое содержание сновидения через его переживание.

Пример работы со сновидением: тревожная, доминирующая, манипулятивная женщина видит во сне, что она идет по извилистой дорожке в лесу с высокими деревьями. Становясь одним из этих деревьев, она чувствует себя более спокойной и имеющей глубокие корни. Возвращаясь в настоящую жизнь, она испытывает недостаток этих чувств и возможность их обретения. Когда она становится извилистой дорожкой, ее глаза наполняются слезами, так как она начинает интенсивно переживать извилистость своей собственной жизни и возможность в какой-то степени ее выпрямления.

Еще один пример, иллюстрирующий помимо того игру "Преувеличение ". Молодой замужней женщине снится, как какой-то мужчина выгуливает собаку. Когда участница отождествляет себя с собакой, ее поведение меняется - она становится более вовлеченной, экспрессивной и спонтанной. Произнося монолог: "Я собака, у меня есть хозяин...", она вдруг задает вопрос, который для нее самой кажется неожиданным и значимым: "Зачем ты меня держишь?" Продолжая монолог, женщина совершает стереотипное движение рукой в области шеи, напоминающее стряхивание. На вопрос руководителя о том, что сейчас делает ее рука, недоуменно отвечает: "Не знаю". По предложению руководителя усиливает это движение и повторяет его много раз (при этом лицо все больше и больше искажается страдальческой гримасой) до тех пор, пока вдруг не останавливается и не восклицает: "Это ошейник! Я пытаюсь сбросить с себя ошейник!" Это открытие расценивается ею как маленький "проблеск" осознания. На вопросы участников группы, кого, по ее мнению, олицетворяет мужчина, она отвечает, что это скорее аллегорический образ, за которым стоит и ее отец, и ее муж.

Некоторые руководители развивают работу над сновидением настолько, что она вовлекает помимо увидевшего сон и других членов группы. Работа над сновидением становится тогда внешне похожей на театральное представление, в котором участники группы играют различные части сна. Это дает возможность драматизировать такие аспекты сновидения, которые могут иметь отношение к остальным членам группы.

5. Домашняя работа . Действия участников и руководителя во время очередных занятий не создают условий, необходимых для глубоких перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения, однако они требуют продолжения и развития в нормальных условиях повседневной жизни. Поэтому сотрудничество с клиентом продолжается за пределами группы.

Домашняя работа клиента должна быть направлена на определенную область его конфликта. Руководитель может, например, предложить клиенту следующие действия :
ежедневно хвалить себя перед каким-то человеком;
договориться о свидании с девушкой моложе себя;
рассказать жене все, что было с ним в течение дня;
записывать ежедневно в течение получаса любые мысли, приходящие в голову в связи с диссертацией, независимо от реальной пользы такой информации.

Подобные предложения всегда связаны с направлением поисков клиента, склоняют его к ситуациям, в которых возможна конфронтация с некоторыми аспектами собственной личности, блокирующими его действия или осознание.

Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп

1. Расширение осознания . Предполагает лучшее понимание человеком того, что происходит в нем и вокруг него. Для этого участники группы обычно разделяются на пары и описывают состояние своего сознания партнеру во время общения с ним.

2. Интеграция противоположностей . Понимание и признание того факта, что в каждом человеке сочетаются разнообразные, дополняющее друг друга индивидуальные качества положительного и отрицательного характера, такие, например, как честность - нечестность; принципиальность - беспринципность и т.д. Определение доминирующей потребности зависит от умения вступить в контакт со средой, которая дает возможность ее удовлетворить. Этот контакт требует умения разграничить среду и собственное "Я", а также отдельные аспекты своего "Я", зачастую полярные ощущения и чувства. В человеке идет борьба противоречивых желаний и свойств (например, робости и смелости, общительности и замкнутости), поэтому важно осознать противоположности, вызывающие данный конфликт. В гештальт терапии с этой целью используют либо интрапсихический эксперимент, либо прием "двух стульев", когда один и тот же человек представляет себя то в роли нападающего, находясь на одном стуле, то в роли защищающегося, пересаживаясь на другой стул. Осуществляемый диалог позволяет постепенно интегрировать контрастирующие части свое го "Я". Упражнение, направленное на расширение сознавания во внешней (а), внутренней (б) и средней (в) зонах, выполняется в паре. Каждый член пары по очереди говорит в течение 2-3 мин.
а) "Сейчас я осознаю, что..." - и перечисляет ощущения из внешнего мира (если появляется интерпретация, партнер дает обратную связь). Далее другой член пары выполняет то же задание.
б) "Сейчас я осознаю, что..." - перечисляет внутренние ощущения. Затем то же выполняет другой член пары.
в) "Сейчас я осознаю..." - и говорит об интересе к чему-то, тревоге, предположениях, своих мыслях, фантазиях и отношениях. Далее то же задание выполняет другой член пары.
г) "Сейчас я осознаю..." - говорит о том, куда ведет его сознание, т.е. то, что приходит в голову. Затем то же самое делает партнер.
д) "Сейчас я осознаю..." - говорит о своем партнере, ориентируясь на внешнюю и среднюю зоны осознания.
Обсуждение всех частей упражнения от (а) до (д) проводится сначала в паре, а затем в группе.

3. Усиление внимания к чувствам . Усиление внимания к чувствам помогает участникам более глубоко осознать и понять собственные переживания. Человек склонен избегать неприятных чувств. Чтобы помочь клиенту пережить их, используют утрирование, "раскрытие " негативных переживаний через представление драматизированного события.

Для этого можно использовать ролевую игру, рисунок или танец, облегчающие проявление чувства необычным способом, а это открывает возможность для более глубокого изучения своего внутреннего мира.

4. Работа с мечтами фантазиями, снами . Работа с мечтами представляет возможность лучше ценить себя как личность. Мечты, фантазии, сны - это спонтанная продукция, фрагменты "Я", которые при обычном рассказе могут подавляться. Мечта, сон или фантазия в гештальттерапии переносятся в настоящий момент, например, просьбой рассказать о них сейчас, предложением что-то представить и описать. Психолог ничего не интерпретирует, клиент сам исследует мечту (фантазию, сон) с целью идентификации со своей личностью, прорабатывая ее всю или единичный фрагмент. Работа с фантазией включает в себя минимум два компонента:
1) перенос фантазии на реальную почву;
2) идентификацию фантазии со своей личностью.

5. Принятие ответственности . Упражнения, направленные на принятие ответственности на себя, помогают членам группы обрести уверенность, поверить в себя и свои возможности. Непринятие ответственности на себя, приводящее зачастую к неврозу, Ф. Перлз называл "дырами в личности ". Для помощи клиенту в осознании собственной ответственности психолог не поддерживает его жалобы и сетования на судьбу, фрустрируя его таким образом еще больше и подготавливая к принятию ответственности за свои действия.

"Три фразы ". Упражнение используется с целью тренировки умения принять на себя ответственность.

Работая в парах, участники произносят поочередно по три фразы, глядя в глаза партнеру и начиная с определенных слов, а затем изменяют фразу, заменяя первые слова заданными, но сохраняя ее окончания.

Каждую часть упражнения необходимо выполнить без обратной связи, поочередно, меняясь ролями.

Обсуждение проводится в паре, а затем, по завершении всех частей упражнения, - в группе.
Часть 1. Начало фраз: "Я должен..." продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы "Я должен..." на "Я предпочитаю..." (а окончания фраз оставить прежними).
Часть 2. Начало фраз: "Я не могу...". Замена - "Я не хочу...".
Часть 3. Начало фраз: "Мне надо...". Замена - "Я хочу...". Часть 4. Начало фраз: "Я боюсь, что...". Замена - "Я хотел бы...".

Преодолению психологического внутреннего сопротивления самораскрытию способствуют приемы типа релаксации, а также специальный прием, называемый осознанием фантомов. Под фантомами имеются в виду психологические представления и барьеры, мешающие человеку вести себя раскованно. Сопротивление скрывает истинные чувства, которых клиент избегает, поэтому психолог старается обратить внимание клиента на его сопротивление. Например, спросив: "Слышишь ли ты сейчас свой голос?" и выясняя, какие чувства стоят за этим.

Работа в гештальт группах является эффективным методом коррекции для чрезмерно нормативных, социально скованных, сдержанных, тревожных клиентов, ограниченное функционирование которых связано с наличием "внутренних блоков" Такие люди обычно получают мало удовольствия от жизни.

Гештальт терапия с успехом применяется при работе с клиентами, имеющими психосоматические расстройства (включая мигрень, язвенный колит, спазмы шеи и спины), с супружескими парами, с клиентами, имеющими трудности во взаимодействии с авторитетными фигурами и широким спектром интрапсихических конфликтов.