Дифференциация звуков ль й речевой материал. Карточки для домашнего задания "дифференциация звуков й - ль"


Конспект индивидуального логопедического занятия

с ученицей 1 класса общеобразовательной школы.

Речевое заключение: общее недоразвитие речи III уровня.

Тема: Звуки и буквы Ль - Й.

Этап: Дифференциация звуков в словах, предложениях, в тексте.

Цели:

образовательные:

Уточнить артикуляцию звуков [Й] и [Лʼ],выделяя сходство и различия.

Добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении.

Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.

Обучать осознанному чтению.

коррекционные:

Развивать фонематический слух и анализ.

Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.

Предупреждение дисграфических ошибок.

Развитие мелкой моторики рук.

воспитательные:

Воспитание умения понимать учебную задачу.

Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, компьютер, презентация.

План занятия.

I . Орг. момент.

II . Артикуляция и характеристика звуков.

III

IV Дифференциация в фразах.

V . Физминутка.

VII

VIII . Дифференциация в тексте.

IX . Итог занятия.

X . Домашнее задание

Ход занятия.

I . Орг. момент.

II . Артикуляция и характеристика звуков.

Особенности артикуляции звука [Л"]. Особенности артикуляции звука [Й].

Звук [Л"] –мягкий звонкий согласный.


Звук [Й] – всегда мягкий звонкий согласный.



III . Дифференциация в слогах, словах.

Игра «Наоборот».

я – я – я – ля – ля – ля

ё – ё – ё – лё – лё – лё

ю – ю – ю – лю – лю – лю

е – е – е – ле – ле – ле

ай – ай – ай – аль – аль – аль

ой – ой – ой – оль – оль – оль

эй – эй – эй – эль – эль – эль

юг – люк лежи – ежи

йод – лёд полезть – поесть

ямка – лямка ляжка – Яшка

юбочка – Любочка Коля - колья

IV Дифференциация в фразах.



    Прочитай фразы.

бо л ьшо й пче л ины й ро й, да л ёки й горны й кра й, глубокое ущел ье, бал ьный танец

    Закончи фразы (по картинкам).

короб…пл етёный, замок … жел езный, васил ёк …пол евой, тюл ьпан …садовый

Этот кувшин … гл иняный , а этот … - хрустал ьный .

Этот л ес … л иственный , а этот …- хвой ный .

Какие гномы по характеру?

Этот гном … трудол юбивый , а этот - л енивый .

Этот гном … заботл ивый , а этот – … безразл ичный .

V .. Физминутка.

Упражнение для мелкой моторики рук.


Жил и братья , не тужил и,
Но однажды приуныл и.
Стал и думать и гадать,
Как же имена всем дать?(Сгибать пальцы обеих рук)
Я хоть ростом не вел ик,
Но веселый озорник.
Все стоите вы за мной
Буду зваться я Бо л ьшо й . (Крутить большими пальцами обеих рук, остальные пальчики сжаты в кулачок)
Я указывать л юбл ю
На цветы и на Луну,
Очень я внимател ьный
ПалецУказате л ьны й . (Крутить указательными пальцами обеих рук).

Я стою посередине,
Буду зваться я отныне
Средни й пал ец – удал ец
Вот такой я молодец! (Крутить средними пальцами обеих рук)

Меньше всех я братье в ростом.
Ох, как мал еньким непросто!
Но меня л егко узнать,
Пусть Мизинцем будут звать. (Крутить мизинцы обеих рук)
Брат один как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но е го не обижаю т,
Безымянным называю т!

(Показать безымянный пальчик обеих рук, остальные прижать к ладошке с помощью больших пальцев.)

VI . Дифференциация в чистоговорках

«Ой – ой – ой » – стонет мой бол ьной .

Ел ь – ел ь – ел ь – кл юквенный кисел ь.

Л ю –л ю - л ю – тел ефон я свой л юбл ю.

Л ей л ей л ей – ты воды не жал ей .

Ай – ай – ай – хорошенько подметай .

Уй – уй – уй – рисунок нарисуй .

VII . Дифференциация в предложениях.

    Отгадай и заучи загадку.

Конь стал ьной , хвост л ьняной . (иголка)

    Измени предложение по образцу:

любоваться красотой кленовых листьев

Я … Ты … Он … Она … Мы … Вы … Они …

VIII . Дифференциация в тексте.

К. И. Чуковский «Доктор Айболит»

Договори предложения, используя слова: Айболит, лечиться, излечит, исцелит, лиса, клюнула .

Добрый доктор . Он под деревом сидит. Приходи к нему …. и корова, и волчица, и жучок, и червячок,и медведица. Всех.… , … добрый доктор !

И пришла к Айболиту . И пришёл к Айболиту Барбос: « Меня курица … в нос!»

IX . Итог занятия.

Чему мы учились на уроке?

Какое задание было самым сложным?

Нарисуй своё настроение.

X . Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

XI . Оценка деятельности учащихся.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л"] - [Й].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.

Учить самостоятельно анализировать слова.

Учить ребенка преобразовывать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы». Взрослый читает ребенку предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает.

Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним? Лес позади дома. Что впереди? Автобус едет впереди грузовика. Что позади? Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик выше девочки. Кто ниже? Дедушка старше бабушки. Кто моложе? Дуб выше березы. Что ниже?

Задание 2. Знакомство со звуком [Л]. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:

губки слегка в улыбке;

зубки сближены;

узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Горлышка «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ...


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ...; самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл... (развитие силы голоса).

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ал, лу-...; ал-ла, ул...

Задание 6 . Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ло-лу-лы... ал-ол-ул-ил... кла-кло-клу-клы... акл-окл-укл-икл...

Задание 7. Закончить слова:

звуком [Л]: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...;

слогом ЛА: пи..., ска..., ма...;

слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа...

Какие слова получились? Какой слог указывает на большое количество предметов? (ЛА или ЛЫ?)

Задание 8 . Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?

Бал - был - выл, вол - гол - кол, дал - зал - жал - мал.

Задание 9 . Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились?

Клок - кок, плот - ..., слон - ..., клуб - ..., слова - ..., глаз - ...

Задание 10 . Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? (Это задание выполняется с помощью взрослого, после подробного объяснения.)

Жи-лы (лы-жи), ма-ла..., ка-пал..., ска-ла...

Задание 11 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л], определить место звука [Л] в словах, придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги, сосчитать количество слов в каждом предложении, определить место слова со звуком [Л] в предложении.

Задание 12 . Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ла-ла-ла - лопата и пила.

Ло-ло-ло - у меня весло.

Лы-лы-лы - новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Ал-ал-ал - темный подвал.

Ол-ол-ол - вымыли пол.

Ул-ул-ул - новый стул.

Ил-ил-ил - я полы помыл.

Алка-алка - у Володи палка.

Олка-олка - у Володи иголка.

Улка-улка - у Володи булка.

Илка-илка - у Володи вилка.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

Задание 13. Знакомство со звуком [Л"].

Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см, цветную вклейку). Характеристика звука [Л"]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение.

Девочка поет песенку: ля-ля-ля...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л"]»:

ль, мь, бь, ль...; ля, лю, ми...; аль, амь...; лист, Поля, машина, уголь...

Задание 16 . Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

Задание 17 . Заменить первый звук в словах на звук [Л"]. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество слов в каждом предложении:

Мёд - лёд, вес - ..., тюк - ..., пень - ..., печь - ..., песок - ..., вещь - ...

Задание 18. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л"], определить место звука [Л ’ ] в каждом слове, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение, определить место слова со звуком [Л"] в предложении.

Задание 19 . Выучить чистоговорки:

Ля-ля-ля - зеленые поля.

Ли-ли-ли - малину мы несли.

Лю-лю-лю - малину я люблю.

Ле-ле-ле - еду на осле.

Задание 20 . Дифференциация звуков [Л] - [Л*]. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, ль, л, ль; ля, оль, ал...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ля...; ли-лы...; ал-аль...; оль-ол, ...

Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ла-ля, ля-ля-ла, ла-ля-ля, ля-ла-ла, ла-ля-ла, ля-ла-ля.

Задание 21. Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л"]), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг - то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л ’ ]):

ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.

Задание 22 . Разложить картинки на две стопки: предметы, в названиях которых есть звук [Л], и предметы, в названиях которых есть звук [Л"], разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.

Дидактическое упражнение «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л] и [Л"]).

Назвать как можно больше слов-действий, отвечающих на вопросы:

Что делал? Гулял, писал... Что делала? Гуляла, писала... Что делали? Гуляли, писали...

Задание 23 . Заменить звук [Л] на звук [Л"] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения.

Лук - люк, угол - ..., пыл - ..., дал - ..., галка - ..., ел - ..., полка - ...

Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со звуком [Л"].

Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки.

Задание 24 . Дифференциация звуков [Л"] - [Й]. Повторить за взрослым пары слов, придумать с каждой парой предложения.

Даль - дай, боль - бой, моль - мой, куль - куй, роль - рой. Лежи - ежи, ледок - едок, Любка - юбка, лямка - ямка.

Задание 25 . Знакомство с буквой Л.

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О.Гофман

На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок. Игры с буквой.

Задание 26 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, выкладывание схем из кружков; запись печатными буквами слов под диктовку, чтение:

стол, стул, полка, лисы, пилить.

Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

пила - липа, мала - лама, скала - ласка; дай - даль, боль - бой.

Анализ предложений. Составление схем предложений, списывание с образца взрослого, чтение, запись под диктовку.

Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.

Ла - ля

игла- земля метла- петля гладя- глядя глазки- коляски флаги- фляги пола- поля лавка- лямка лапа- шляпа

юла- Юля кулачок- светлячок вобла- воля

кукла- туфля флаг- фляжка плачем- пляшем

Ло- лё

лоб- лёд лов- Лёва лом- лён ложка- лёжа

пилот- полёт болото- полёты колосья- колёса кашалот- самолёт

зло- взлёт клок- клён плот- плётка слон- силён

Лу- лю

клумба- клюква блузка- блюдце случай- ключ

лук- люк лужа- Люда лучший- колючий

клуб- клюв клубок- любой скорлупка- шлюпка

Лы-ли

лыко-лихо лысый-лисий улыбка-улитка полынь-павлин

ослы-росли чехлы-несли щеглы-текли башлык-велик

клык-клин плыть-лить хлыст-лист слышать-слишком

цел-цель стал-сталь стул-стулья угол-уголь

мал-мальчик пел-пельмени кол-кольцо жил-жильё

был-быль ел-ель дал-даль пыл-пыль

2. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках

кошелек калоши флажок фляжка

Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик засе­лять. Я разжал кулачок - на ладони светлячок. Мы бродили по полям и делили пополам всё, что находили. Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты, сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.


Загадки

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Дыня)

Летом в огороде при любой погоде

Солнышко сияло, у плетня стояло.

Осенью весёлою жёлтое погасло.

Выжали из солнышка солнечное масло.

(Подсолнух)

Летний день

Было небо голубое,

Было солнце золотое,

На крылечке кот лежал,

Мальчик деревце сажал.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

(В. Данько)

Мой Лизочек

(Отрывок)

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени,

И гулял, и гулял!

Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,

Что наткать себе холстины

Пауку из паутины

Заказал, заказал.

Мой Лизочек так уж мал,

Так уж мал,

Что, надувши одуванчик,

Заказал себе диванчик,
Тут и спал, тут и спал!

(К. Аксаков)

Сова

Летала сова - весёлая голова. Вот она летала, летала, да и села. Головой повертела, по сторонам поглядела, снялась и опять полетела. Летала, летала да села. Головой повертела, по сторонам поглядела, а глаза у неё, как плошки, не видят ни крошки.

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы, как у тёти Клавы, зачёсывала. И бусы надевала. И часы надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да шутили.

Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.

Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша вымылалосуду, тогда и отец удивился. Удивился и за столом сказал:

Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метёт, но и посуду стала мыть. Стали маленькую Машу называть большой.

(По Е. Пермяку)

Как медведь сам себя напугал

Вошёл в тёмный лес медведь - хрустнула под тяжёлой ла­пой валежина. Испугалась белка на ёлке - выронила из ла­пок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лёжки - помчал в гущину. Наскочил на сойку, из-под кустов выпугнул. Сорока на глаза попалась - та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Журав­лей на болоте вспугнули. Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока и сойка кричат, лоси кусты ломают, болотные птицы шумят. И позади кто-то топочет! Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекача. Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топотал, белка ему шишкой в лоб угодила! Так сам себя медведь напугал. (По Н. Сладкову)

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р.

Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.

1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зу­бам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

2) Губы открыты.

3) Зубы разомкнуты.

4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

5) Звук р звонкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение для выработки напора воздуха. На­брав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто вы­дыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Примечание . Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.

Упражнения для языка .

1) Язык широко распластать я просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущается резкая холод­ная струя воздуха. Примечание . Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.

2) Цоканье, прищёлкивание языком. С перемен­ным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать язы­ком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не ме­нее полутора пальцев. Повторять упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягива­ется и хорошо видна. Примечание . Могут быть следующие неточности:

а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью;

б) губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или пло­хо видна.

3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторять упражнение. Примечание . При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается, и цель упражнения не достигается.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА Р В ТВЁРДЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯХ ТР И ДР

Произнесение звукосочетания тр («трыканье»). Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается (в боль­шинстве случаев именно так).

Порядок упражнения. Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку. Затем большим и указательныМ пальцами любой руки плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением го­лоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полуто­ра-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочета­ние тж постепенно перейдёт в тр. Обязательно сле­дить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к бо­ковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое тр-тр.

Примечание . 1) Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не полу­чается.

2) Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, по­этому язык не «набухает» и не «трыкает».

3) Недостаточно сильная струя выдыхаемого воз­духа.

4) Вместо звукосочетания тр слышится тл; это оз­начает, что произвольно работает сам язык (рабо­тать, т.е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно при­легать к нёбу и быть неподвижным.

5) Следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправиль­ном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный звук р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (веляр­ный звук р). Если такое произношение у ребёнка появляется самопроизвольно, необходимо срочно принимать меры для устранения неправильного произношения. Исходя из этого, следует ограни­читься проведением артикуляционной гимнасти­ки. Конечно, возможность постановки в раннем возрасте не исключается, но это требует очень много времени.

В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже звуков ш-ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это совер­шенно излишне. Причиной отсутствия звука р явля­ется слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», вследствие чего язык не в состоянии подняться и прижаться к нёбу. Опытом работы установлено, что после проведения комплекса подготовительных уп­ражнений, приведённых в книге, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходи­мость её подрезки отпадает.

1. Упражнение . Раскатистое произнесение звукосо­четания тр. После закрепления произнесения корот­кого тр необходимо тренировать раскатистое длительное тр-вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание тр (др). Звук р, отделённый от звука т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук т (д) является опорой для удержания языка у нёба.

ОБРАЗЕЦ произнесения прямых слогов: тр-а, тр-о, тр-ы.

тра - тро тро-тры

тра-тру тру-тры

тры-тра тру-тро

тро-тру тры-тро

ОБРАЗЕЦ произнесения обратных слогов: ы-тр-, и-тр-,

а-тр-,. о-тпр-, у-тр-, я-тр-, ё-тр-, ю-тр-, е-тр-.

атр-отр-утр отр-ытр-утр ятр-ётр-ютр итр-етр-ятр

ётр-етр-ятр ытр-атр-отр атр-утр-ытр ютр-ётр-ятр

етр-итр-ютр итр-ютр-етр

Если в прямых и обратных слогах слышится мяг­кое произношение (например, вместо слога тра слы­шится слог тря), это означает, что кончик языка смыкается с верхними зубами. Для предотвращения этого необходимо плоским концом ложечки упереться в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.

Примечание . Допускается первоначальное мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы положения кончика языка при твёрдом и мягком р, мягкость произношения исчеза­ет. При мягком р (рь) кончик языка упирается в вер­хние передние зубы и более напряжён. При твёрдом р кончик языка поднят к альвеолам.

1. С прямыми слогами тр: а) с ударением на слоге: образец: тр-aп, те-тр-адь.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры.

б) Без ударения на слоге:

ОБРАЗЕЦ: тр__а-ва, хи-тр__ость.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, Трунов, отруби, гетры, метры, хитрый, театры, осмотры, открывать.

в) Со стечением согласных в слоге:

ОБРАЗЕЦ: завтр___а, стр__уна.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, стра­на, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроём, быстро, струя, струна, стружка, острый, пёстрый, центры, костры, ми­нистры.

2. С обратными слогами тр:

ОБРАЗЕЦ: те-атр- .

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, ми­нистр, осмотр.

3. С прямыми слогами др: а) с ударением на слоге:

ОБРАЗЕЦ: др__ан-ка,

Драп, драка, дранка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, Дро-нов, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) Без ударения на слоге:

ОБРА3ЕЦ: эска-др -а.

Пудра, выдра, вёдра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

образец: На тр-аве др-ова. Мы уезжаем завтр-а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. У девочки пёстрые гетры. Трамвай везёт нас по центру. Завтра мы идём в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Уважай­те труд, любите труд. Подросток с трудом несёт ведро с во­дой. У метро кинотеатр для детей.

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Петр увидел

Трофим поит лошадь из (ведро)

В (тетрадь) осталась одна страница.

После завтрака Иван Петрович выходит из дома. Утро ясное. Иван Петрович ищет ведра и зовёт сына Трофима. За ними идёт и Петруша. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Иван Петрович носит по два ведра, а подростки - по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

ОБРАЗЕЦ: и-р -, о-р -, у-р -, ы-р.

ар-ор-ур-ыр ер-ир-юр-ер-яр ыр-ир-яр-ар ер-ор-ор-яр

ыр-ур-ор-ар ар-яр-ор-ёр ер-ор-юр-ур ёр-ер-ир-юр

Примечание . Выключение голоса не допускает­ся. Если вместо звука р слышится звукосочетание тр (др), это означает, что мышцы языка ещё не разработаны комплексом предыдущих упражнений. При произнесении звука р требуется большее усилие со стороны мышц языка, так как опорный звук т(д) уже отсутствует. Следовательно, необходимо более тщательно тренировать произношение слов и предложений со звукосочетаниями тр и др.

1. С ударением на слоге.

ОБРАЗЕЦ: хо- р - , а - р - ка, фо - р - точ-ка

Вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.

Бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.

Ур, ыр

Бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка, абажур, сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.

Яр, ёр

Ярко, ярче, доярка, ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.

Юр, ер

Юрта, юркий, верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма,
шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­
онер, офицер.

Мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

2. Без ударения на слоге.

образец: а - р - буз, ве-те - р - , о-гу - р - -цы.

Арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан

Пурга, огурцы, шнурки.

Ир, ер

Кирка, кирпич, веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.

8. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках


картина боксер термос

образец: Пёс Ба-р-бос и кошка My-р-ка. Его- р- у по-р-тного.

Фёдор метёт двор. Егор чистит ковёр. В корзине арбузы. На парте книги и тетради. Офицер в форме. На стене кар­тина. В комнате яркий абажур. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. На марке наш герб: двуглавый орел. У Гер­мана мама доктор. Фёдор надевает куртку. В сумке огурцы и помидоры. Мурка за мышкой, а мышка в норку. На ферме пожар. Егор идёт на дежурство. Захарка дёргает за шнур. Фё­дор натёр паркет. Мама даёт Егорке шар. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.

10. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

На терке трут

Захар держит (топор)

Чисти для борща

Брат идет к (карта).

Егор, Егор, укажи свой двор!

А вот мой двор, голубой забор.

Утро

Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достаёт кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надева­ет куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается.

Радуга

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошёл.

Трава блестит,

В небе радуга стоит.

(С Маршак)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА Р В ПРЯМЫХ СЛОГАХ

12. Упражнение . Произнесение длительного звука р.

Это упражнение выполнимо, если язык достаточно натренирован. Вначале будет слышаться короткий звук р-р-р, а затем после некоторой тренировки длительный звук р-. Звук р надо произносить раскатисто и длительно без выключения голоса. Если звук не получается раскатистым и длительным, необходимо дополнительно проработать упражнение на произнесение звука р в обратных слогах.

Образец: р-а, р-о, р-у, р-ы.

ра-ро-ру-ры ры-ру-ро-ра

ро-ры-ру-ра ру-ра-ро-ры

ра-ру-ро-ры ро-ра-ры-ру

ру-ры-ра-ро ры-ру-ра-ро

1. С ударением на слоге.

образец: го-р-ох, дво-р-ы, мака-р-о--ны.

Рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, га­раж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, ра­дость, раковина

Рот, Рома, роза, роща, перо, урок, герой, горох, пирог, сы­рой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, корот­кий, сорока, коробка, макароны, рожки, родина, робкий, ровный, рослый, розовый.

Беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, Маруся, орудие, русский, кукуруза.

Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, дворы, то­поры, комары, корыто, рыть.

2. Без ударения на слоге.

ОБРАЗЕЦ: р__а-кета, Ве-р__а

Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расчёска, карандаш, пирамида.

Парус, рука, рукав, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица.

Горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актёры, шоферы
мундиры-базары, боксёры, шахтёры, пионеры, помидоры, самовары, рыбаки, перышко.

3. Слова со стечением согласных.

ОБРАЗЕЦ: вр - ач, кр - ошки.


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.

В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Стае Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.

Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.

Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.

Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.

Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.

Закрепление произношения звука С в различных обратных слогах

Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «свистелки».

ас-ус-ис ис-ос-ас ис-ус-ис ис-ос-ус

ос-ис-ус ус-ис-ос ос-эс-ас ус-ос-эс

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В СЛОВАХ

Закрепление произношения звука С в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж­дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.

Сад - сок - сом. Суп - сук - сам. Совы - сода - сотня. Сыпать - сытый - сытный. Судак - сухой - сундук. Судно - сумка - сутки. Сухо - сани - садик. Сапог - сынок - станок.

Закрепление произношения звука С в середине слов. Развитие слуховых внимания и памяти

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каж­дые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно.

Оса - коса - лиса. Несу - пасу - в лесу. Босой - косой - лесок. Кусок - носок - песок. Весы - носы - усы. Косы - бусы - усы. Посуда - косынка - посылка. Коляска - маска - пляска.

Закрепление произношения звука С. Формирование навыков звукового анализа

Разложи 8-10 картинок из Приложения 5. Послушай начало слова. Покажи и назо­ви тот предмет, который взрослый загадал. Если ты сумеешь назвать объект, которого нет на картинках , то получишь дополнительный приз!

ли... о... капу... фа...

ком... ана... авто... под...

бу... ве... на... как...

* Старайтесь произносить начало слова так , как оно слышится («висы» , «насок» ), а не как пишется («весы» , «носок» ). Помните , что ребенок ориентируется на звучание сло­ ва , а не на его написание . Выполняйте упражнение до тех пор , пока ребенок не будет стойко определять все слова по их началу .

Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Развитие фонематического восприятия

Разложи картинки из Приложения 5. Отбери сначала те из них, названия которых на­чинаются со звука С. Сложи их стопкой. Четко, выделяя голосом звук С, назови каждый объект по 3 раза. Если ты назвал картинку правильно, отложи ее в сторону. Картинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой и произнеси слова четко и громко 5 раз.

То же самое проделай с картинками из Приложения 5, в названиях которых звук С слышится в середине и конце слова.

Закрепление произношения звука С в повторяющихся словах.

Развитие чувства рифмы

Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук С, повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки».

Говорит взрослый Говорит ребенок

Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.

Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.

Кто к дивану тапки нес? Пес, пес, пес, пес.

Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок, сок.

Что сосед принес для нас? Квас, квас, квас, квас.

Что добавлю я в фасоль? Соль, соль, соль, соль.

Закрепление произношения звука С в словах. Развитие памяти и логического мышления

Разложи картинки из Приложения 5. Распредели их по группам (животные, растения, средства транспорта, предметы быта и т. п.). Посмотри на картинки из одной группы и постарайся запомнить как можно больше слов. Затем повернись к картинка» спиной и четко, выделяя голосом звук С, назови объекты по памяти.

Закрепление произношения звука С в сочетаниях слов с предлогом у

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком (Соня и Саня). Затем возьми картинки из Приложения 5 и раздели изображении предметы между детьми так , как ты считаешь нужным. Проговори получившиеся сочетания слов 3-4 раза.

Например: У Сони сумка. У Сони бусы. У Сани самолет. У Сани сабля.

Закрепление произношения звука С в словах различного

слогового состава. Формирование навыков

звуко-слогового анализа

Возьми из Приложения 2 слоговые «вагончики», а из Приложения 5 все картинки. Разложи картинки и проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».

Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.

Закрепление произношения звука С в словах-скороговорках

Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук С, повтори каждое слово 5 раз в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.

Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спаса­тель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.

Закрепление произношения звука С в словах. Развитие логического мышления

Четко, выделяя звук С, назови всех животных (такса, оса, слон, носорог, лиса, соло­вей). Перечисли животных от самого большого к самому маленькому, а затем измени порядок и назови их от самого маленького к самому большому.

Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа

Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 5 и проговори их названия, выделяя звук С. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой.

Дифференциация Й-Ль


Дифференциация Й-Ль в слогах

Ла-я
лэ-е
лы-и
ло-ё
лу-ю

Ла-ла-я
лэ-лэ-е
лы-лы-и
ло-ло-ё
лу-лу-ю

Ла-я-ла
лэ-е-лэ
лы-и-лы
ло-ё-ло
лу-ю-лу

Ла-я-я
лэ-е-е
лы-и-и
ло-ё-ё
лу-ю-ю

Ай-ай-ал
эй-эй-эл
ий-ий-ил
ой-ой-ол
уй-уй-ул

Ай-ал-ай
эй-эл-эй
ий-ил-ий
ой-ол-ой
уй-ул-уй

Я-я-ла
е-е-лэ
и-и-лы
ё-ё-ло
ю-ю-лу

Я-ла-я
е-лэ-е
и-лы-и
ё-ло-ё
ю-лу-ю

Я-ла-ла
е-лэ-лэ
и-лы-лы
ё-ло-ло
ю-лу-лу

Ал-ал-ай
эл-эл-эй
ил-ил-ий
ол-ол-ой
ул-ул-уй

Ал-ай-ай
эл-эй-эй
ил-ий-ий
ол-ой-ой
ул-уй-уй

Ал-ай-ал
эл-эй-эл
ил-ий-ил
ол-ой-ол
ул-уй-ул
Ай-ал-ал
эй-эл-эл
ий-ил-ил
ой-ол-ол
уй-ул-ул

Дифференциация Й-Ль в словах

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, клинья.

В действиях:
(я пою - они пели).
пою-пели
танцую-танцевали
катаюсь-катались
хлопаю-хлопали
пью-пили

Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, наливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.

Дифференциация Й-Ль в словосочетаниях

Лёгкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Липкий фитиль. Новый улей. Постельное белье. Льняное бельё. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Далёкая Анталия. Клейкие листья. Целебный бульон. Лебединые клинья. Осиная талия. Тополиные листья. Оленья поляна.

Дифференциация Й-Ль в предложениях

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку.
Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди.
Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лина улетает в Италию.

Дифференциация Й-Ль в стихах

*****
Иней лег на ветви ели,
Ветви ели побелели.

*****
Мой Илья такой лентяй,
Только отдых подавай.
Дали лейку:
- Лить не буду!
- Ну, тогда помой посуду.
Или книги клеем склей,
Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
- Нет! Нет! Нет!

*****
Мы ехали, ехали,
К яме подъехали.
Яму объехали
И домой поехали.

*****
У меня есть лейка,
Ой, какая лейка,
Видели вы лейку новую мою?
Ледяной водою, талою водою
Я ее наполню и цветы полью.

*****
Мотыльки летают высоко,
Моль летает низко,
Мотыльки летают далеко,
Моль летает близко!

Дифференциация Й-Ль в текстах

Дикие лебеди
Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять по-летели на юг, в дальние дали.

Мультфильмы
Олег и Толя купили два билета в кино. Они пойдут на новые мультфильмы. Там Олег и Толя увидят кота Леопольда и олененка Бэмби. Будет мультфильм о двух ленивых тюленях, о том, как тюлени не поделили маленькую льдину. Потом Олег и Толя увидят любимый мультфильм «Ну, погоди!».

Лилии
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад

Баба Люба
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

На катке
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

Мобильный телефон
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.

Зайка
Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме, а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!
Доступно только для пользователей

Юленька
Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Лиля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:
Люли - люли-люли,
Прилетели гули,
Колыбель качали,
Песню напевали.

Обед
Тётя Валя позвала Лену и Лилю обедать. Девочки вымыли руки и сели на стулья за большой овальный стол. Сначала Лена и Лиля ели бульон с хлебом. После бульона тётя Валя подала им котлеты с подливкой. На десерт Лена и Лиля съели малиновое желе и выпили клюквенный кисель.

Дифференциация Й-Ль в скороговорках

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.